С 1 января начал полноценно работать Евразийский экономический союз

За работу, ЕАЭС!

Насколько это интеграционное объединение отвечает интересам государств, входящих в него, а также сколь выгодно другим странам сотрудничать с новым альянсом, созданным на территории бывшего СССР? Эти вопросы волнуют сегодня многих.


Лучше любых слов говорят цифры: совокупный ВВП стран ЕАЭС – 4,5 трлн долларов. За время действия Таможенного союза товарооборот России с ее партнерами вырос в 1,5 раза, Беларусь увеличила торговлю в 2,5 раза, а Казахстан – на 60%. В России, Беларуси и Казахстане доля готовой промышленной продукции, изготовленной на основе их внутри- и межотраслевой кооперации, в общей стоимости выпуска промышленных товаров к концу 2014 года достигла почти 15% против 10% в 2009-м.

Определенные трудности связаны с Арменией, не имеющей общих границ со странами Таможенного союза. По этой причине в договоре о присоединении отмечается особый порядок прохождения грузов между иностранными государствами и членами союза. Переходный период для адаптации законов и унификации таможенных правил рассчитан на восемь лет. В связи с присоединением к ЕАЭС Армения начнет переговоры с членами Всемирной торговой организации об изменении своих обязательств в рамках ВТО.

Замглавы МИД России Василий Небензя заявил, что около 40 стран и интеграционных сообществ официально изъявили желание создать зону свободной торговли с Евразийским экономическим союзом.

«Успешность нашего интеграционного проекта пробудила интерес не только у наших ближайших соседей. Единой делегацией (государства – участники ТС и ЕЭК) ведутся переговоры о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) с Вьетнамом. Создана профильная совместная исследовательская группа с Израилем, принято решение о создании аналогичных исследовательских групп с Индией и Египтом», – подчеркнул Василий Небензя.

В связи с этим следует отметить, что, по оценкам Минэкономразвития и Минпромторга России, против Москвы ныне действует минимум 100 дискриминационных торговых ограничений (санкций, завышенных пошлин, штрафов и т. п.) почти в полусотне стран. Это не считая санкций стран Запада в отношении России, введенных весной 2014 года.

В то же время странно, если бы создание такого интеграционного союза обошлось без критических замечаний. Так, независимый казахстанский аналитик Петр Своик считает заблуждением, что с 1 января это объединение заработает на полную мощность. «О его запуске будет объявлено, оно будет функционировать, но 1 января каждого последующего года ЕАЭС будет спотыкаться об отсутствие общих правил, законов и общих органов, которые их исполняли бы». Заведующий отделом социальных и политических проблем ХХ века Института всеобщей истории РАН Артем Улунян убежден: судьба евразийской интеграции зависит прежде всего от экономического и политического самочувствия России.

Влиятельное немецкое издание Die Zeit, с одной стороны, дает совет ЕАЭС не поворачиваться спиной к Европе, а создать вместе с Евросоюзом общее интеграционное пространство. С другой стороны, признавая сохранение тесных экономических связей в государствах, бывших республиках Советского Союза, вопрошает: а не попытка ли это «через заднюю дверь экономики осуществить возрождение Советского Союза»? Ну и, конечно, дежурная мысль: раз Российская Федерация намного превосходит других членов союза и по территории, и по населению, и по ВВП, то она будет диктовать им свою волю. Кроме того, по мнению Die Zeit, внутри союза существует обеспокоенность, что российский экономический кризис может потянуть за собой и другие страны альянса.

Однако надо отдать должное немецкому еженедельнику, сделавшему вывод: «…достаточно безосновательным выглядят опасения относительно того, что Евразийский экономический союз может стать первой ступенью на пути к возрождению разрушенной Российской империи. В большей мере его следует воспринимать как вполне целесообразную институционализацию легитимированного историей кооперационного объединения, обладающего экономическим смыслом, объединения, рядом с которым, если принимать во внимание политику в области безопасности, уже существует образованная в 2002 году Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)».

По мнению другого немецкого издания – Deutsche Wirtschafts Nachrichten, Европейский союз может получить больше выгоды от сближения с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), чем от трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства с США. Торговое сотрудничество Евросоюза с ЕАЭС могло бы не только стимулировать экономический рост в Европе, но и привести к созданию в регионе новых рабочих мест. Для Европы экспорт на восток играет очень важную роль. ЕС страдает от санкций против России и от российских ответных мер гораздо сильнее, чем США, Россия является для Евросоюза не просто «привлекательным рынком» – экспорт сюда служит катализатором экономического роста в Европе, отмечает издание.

ОПРОС

Исследовательский холдинг «Ромир» совместно со специалистами сектора методологии исследования социально-политических процессов евразийской интеграции Центра ситуационных исследований ИСПИ РАН провели опрос городского населения России на тему создания и перспектив развития Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Ровно половина россиян поддерживают идею создания Евразийского экономического союза, договор о создании которого был подписан в конце мая 2014 года. Главными факторами, которые могут помочь подобному объединению, респонденты назвали социально-политические и экономические проблемы, а также повышение конкурентоспособности стран – участниц Союза на мировом рынке. Россияне также полагают, что создание Евразийского экономического союза послужит росту оборота торговли между странами сообщества – Россией, Беларусью и Казахстаном. Половина опрошенных считают, что создание ЕАЭС позитивно скажется и на их личной жизни, ведь более чем у трети респондентов в странах нового содружества проживают друзья и родственники, с которыми они регулярно общаются.

Отрицательные оценки дали 22% участников опроса. И 28% респондентов затруднились с ответом.

На вопрос о том, какие факторы могут поспособствовать успешному объединению стран в Евразийский экономический союз, ответы распределились следующим образом: более половины респондентов (57%) на первую строчку поставили социально-политические и экономические проблемы. Еще почти половина участников опроса (48%) назвали желание объединяющихся стран быть конкурентоспособными на мировой арене. О единых моральных ценностях и едином географическом пространстве упомянули 36% и 35% соответственно. Об общей истории вспомнили четверть (26%) опрошенных.

Отметим, что такие варианты ответов (а они тоже предлагались в списке возможных), как «страх перед Америкой» или «сотрудничество с Европой», не набрали даже 1% голосов. Таким образом, можно предположить, что россияне воспринимают новый экономический союз именно как внутреннее объединение с соседями для взаимной помощи и совместного развития, но никак не для противостояния Западу.

Эту гипотезу подтверждают ответы и на следующий вопрос исследования. Россияне полагают, что в первую очередь Евразийский экономический союз будет способствовать росту оборота торговли между странами сообщества (47%) и упрощению таможенных процедур (42%). О формировании единой платежно-расчетной системы упомянули 28% опрошенных. И еще 26% выразили надежду, что ЕАЭС будет стимулировать рост основных макроэкономических показателей.

На вопрос о том, как создание Евразийского экономического союза скажется на личной жизни респондентов, каждый второй (51%) дал позитивный прогноз. Никаких особых надежд на новое сообщество не возлагают 28% участников опроса. А 21% затруднились ответить.

Автор публикации: Антон АЛЕКСАНДРОВ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter