Календарь и традиции

За Победу!

Календарь и традиции

6 мая — у православных память великомученика Георгия Победоносца. Почитание Иверской иконы Божией Матери.


8 мая — память апостола и евангелиста Марка.


9 мая — поминовение усопших воинов.


11 мая — память святителя Кирилла, епископа Туровского.


На будущей неделе нас ожидает несколько «прысвяткаў» и два больших праздника, олицетворяющих силу, стойкость, отвагу и мужество народа, — одним словом, Победу. И в календаре они стоят рядом, наверное, не случайно: День Победы 9 мая и церковный праздник, посвященный великомученику Георгию Победоносцу, — 6 мая.


Георгия Победоносца, святого греческой церкви, народ сделал по–настоящему своим. Имя его изменялось на протяжении времени, сначала в письменных источниках был Гюргий, затем Юргий, в живом языке — Егорий, Юрий или, как говорили в Беларуси, — Юр’я. У многих славянских народов Георгий — среди наиболее почитаемых святых, он символ новых, мощных плодоносных сил всей природы. Да и само имя Георгий, прислушайтесь, звучит раскатисто, будто первый весенний гром. Именно святому Георгию вручены «залатыя ключы» от самой земли, которыми он «адмыкае» все замершее в зимней спячке. Об этом поется и в традиционных белорусских «валачобных» песнях. Георгий выступает как избавитель от власти тьмы, холода, зимы, отождествляемой даже со смертью. И всегда он — победитель.


Главная забота, которой народ наделял Юрия, — опека над всеми животными в хозяйстве. Еще Юрия представляли властелином волков. Вот он проносится на белом коне и «замыкает» пасти всем диким зверям, после чего те уже не имеют права нападать на скот. Именно на Юрия выгоняли в первый раз после зимы стадо на открытый выпас, делали это рано утром, чтобы захватить чудотворную росу, которая обещала в дальнейшем большие надои молока, силу и здоровье лошадям. А если к тому же день совпадал с полнолунием, тогда вообще все замечательно: «як поўны месяц, то i каб усяго было поўна». Перед тем как выгнать свой «статак» на луга, хозяин обходил его с громничной свечкой, окроплял освященной водой, окуривали животных купальскими травами, что сберегались в каждом доме. Животных похлестывали освященной вербочкой, после чего прутик втыкали в землю у хозяйственных построек как оберег от дурного глаза. У ворот клали куриное яйцо и замок: яйцо обеспечивало животным полноту и округлость, а замок «замыкал» пасти волкам. Красные нити служили средством от укусов змей. Еще клали безмен (должен увеличивать вес), топор — как защиту от злых духов. Старались предусмотреть все, ведь от успешности стада зависело в хозяйстве очень много. День первого выгона считался также своеобразным праздником пастухов, и для них готовили специальное угощение. Но вот что–либо одалживать пастухам было нельзя, не брали также с собой огонь (в любом виде) и острые предметы (шило, нож). В этот же день выходили на ниву. Освященный заранее хлеб, завернутый в чистый «абрус», клали на землю, и, если он прятался в уже поднявшихся хлебах, — будущий урожай будет хорошим.


День святого Георгия сам по себе у всех народов считался символом возрождения. И чудо победы святым Георгием чудовища Змия как бы сливается воедино с другой Победой — над чудовищем фашизма. Кстати, по воспоминаниям, день Победы в Минске в 1945 году выдался пасмурным и довольно прохладным, накрапывал небольшой дождик, словно оплакивая тех, кто уже никогда не вернется домой. Народ собирался у громкоговорителей, установленных возле больших, чудом уцелевших зданий, и слушал торжественный и радостный голос Левитана. На предприятиях и в учреждениях, несмотря на строгую дисциплину, разрешили устроить «семейные вечера»: на столы несли, кто что мог — квашеную капусту, огурцы, картошку, уже подросший зеленый лук... Главное блюдо — винегрет. И вот уже без малого 70 лет мы отмечаем этот поистине святой день, ставший народным праздником многих поколений.


Советская Белоруссия №82 (24465). Суббота, 3 мая 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter