За острогу судят строго

Сотрудники  природоохранных  ведомств  не  только  ловят  браконьеров,  но  и  вынуждены  писать  по  этому  поводу  десятки  бумаг

Сотрудники  природоохранных  ведомств  не  только  ловят  браконьеров,  но  и  вынуждены  писать  по  этому  поводу  десятки  бумаг

Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь и Министерство внутренних дел Беларуси разработали план совместных мероприятий на период весенней охоты и запрета на ловлю рыбы во время нерестового периода, который, напомним,  длится с 1 апреля по 31 мая. О том, как выявляются и пресекаются факты браконьерства, нашему корреспонденту рассказывает начальник отдела охраны животного мира, водоемов и охотничьего хозяйства государственного природоохранного учреждения «Национальный парк «Нарочанский» Управления делами Президента Республики Беларусь Эдуард ВАСИЛЕВСКИЙ. 

— Со стражами правопорядка мы сотрудничаем постоянно, круглый год вместе сражаемся с нарушителями разных мастей, — говорит Эдуард Петрович. – На нашей территории более сорока озер, и потому весенние месяцы для нас самые напряженные, все  усилия направлены на охрану нерестующей рыбы и ее молоди, пресечение нарушений правил промыслового лова, а также хищений мигрирующего угря в водоемах Национального парка. Теперь мы формируем больше рейдовых групп, задействуем в них больше людей, привлекаем общественников,  обеспечиваем работу дежурных телефонов, проводим проверки на дорогах общего пользования с целью выявления и пресечения незаконной торговли озерной и речной рыбой, а также на территории санаторно-курортных учреждений. Все это дает свои плоды. Так 5 апреля на озере Свирь задержали 25-летнего гражданина, ставившего сети, составили административный протокол, дело передали в суд. А ранее, 20 марта, 53-летний житель Вилейки на этом же озере добыл острогой 6 рыбин. Дело также передали в суд, эта «рыбалка» обойдется для него, как минимум, в 1,5 миллиона рублей. 

— При задержании нарушителей часто возникают весьма непростые ситуации… 

— Да, присутствие на месте происшествия человека в милицейской форме красноречиво свидетельствует о серьезности происходящего. В Мядельском РОВД нам всегда идут навстречу – в любое время суток выделяют своего сотрудника. Иногда приходится вызывать и оперативную группу. Особенно эффективная помощь оказывается в летний период, когда на курорте много людей, в том числе «дикарей», обосновавшихся в местах, не оборудованных для отдыха. Только в прошлом году мы провели около 439 рейдов, в том числе совместно с работниками милиции – 69. На территории парка и ЭЛОХ «Мядель» за нарушение природоохранного законодательства было составлено 598 протоколов, заведено 9 уголовных дел. В нынешнем году было возбуждено и уже закончено одно уголовное дело: 40-летний житель деревни Никольцы осужден за нарушение правил охоты. За три месяца года выявлено 63 факта нарушения природоохранного законодательства, из них – 38 случаев нарушения правил рыболовства. 

— Недавно вступили в силу и начали действовать новые изменения, внесенные в Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь. Как вы ощутили это в своей работе? 

— Начнем с того, что ни у одного из наших  работников нет юридического образования, а между тем нам приходится оформлять юридические документы – составляем протоколы по всем нарушениям природоохранного законодательства. Так что встает вопрос о дополнительном обучении наших специалистов. Торговлю рыбопродукцией в неустановленных местах теперь пресекают только милиция и межрайонная инспекция охраны животного и растительного мира (при выявлении таких фактов мы не имеем права составлять административные протоколы и прибегаем к их помощи). Кстати, если раньше за подобную торговлю, например, угрем штраф был до двух базовых величин, то теперь – от 2 до 10 (повторно – от 10 до 30 соответственно). Теперь торговцев нелегальными рыбными деликатесами наверняка станет намного меньше. 

Добавилось, к сожалению, и ненужных подчас формальностей. Если раньше мы составляли только один протокол об административном правонарушении, то теперь оформление требуемых законодательством бумаг занимает порой два-три часа. Их объем по каждому делу – более десяти листов. Это протоколы осмотра, изъятия, опроса нарушителя и свидетелей (не менее двух), разъяснение прав и обязанностей нарушителю и свидетелям, сам административный протокол. Представьте себе ситуацию, когда, к примеру, зимой на озере мы должны все это заполнять на несколько нарушителей, спрашивать у свидетелей, какое у них гражданство, какое образование, сколько детей находится на иждивении и т.д. Может быть, при серьезных правонарушениях все эти документы и нужны, но совершенно очевидно, что при мелких правонарушениях без нанесения значительного ущерба вполне хватило бы и одного административного протокола. Так что законодателям снова есть что совершенствовать. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter