Роман Заслонов пригласил белорусскую публику за "Стол"

За нашим «Столом» не тесно

Роман Заслонов.
Фото  Александра  КУЛЕВСКОГО.
Из Венеции в Минск приехал Роман Заслонов и с ходу пригласил публику за свой «Стол».

В Центр современных искусств на встречу с куратором национального павильона в Венеции народ пришел в надежде хоть одним глазком взглянуть на пресловутый арт–проект. Слышали о нем немало, но увидеть на родине довелось пока немногим.

Победа команды Романа Заслонова в конкурсе кураторских концепций, объявленном Министерством культуры для претендентов, желающих представить белорусское искусство на 57–м Венецианском биеннале, у значительной части публики вызвала большие сомнения. Мол, и живопись у Романа своеобразная, и живет он во Франции. Казалось бы, можно было продемонстрировать зрителям видео проекта и в тот же миг положить конец беспочвенным нападкам. Но Заслонов держался до последнего, аргументируя свою позицию тем, что видеоарт — лишь часть общей идеи и не существует вне специально созданного для него пространства. Вернувшись в Минск, художник продолжил в том же духе: поскольку привезти с собой весь национальный павильон нет никакой возможности, премьера проекта «Стол» в Беларуси откладывается до завершения Венецианского биеннале. Покажут его не раньше чем в январе. За это время в Национальном центре современных искусств построят соответствующие декорации. Которые, скорее всего, будут сильно отличаться от тех, что соорудили в Венеции. И до новогодних праздников с этим никак не управиться.

Несколько секунд из своего видео Заслонов все же продемонстрировал, попутно рассказав, как это осуществлялось. Идею создать кино без слов он вынашивал много лет, сочиняя первые мизансцены еще в дни студенческой практики, порой даже во время застольных разговоров с друзьями. И уверен, что в 26 персонажах этого проекта любой кого–нибудь да узнает, возможно, и себя. Знакомство с режиссером Сергеем Талыбовым и продюсером Виктором Лобковичем было случайным, но благодаря им творчество Романа Заслонова преобразилось неожиданным образом. Сейчас он работает сразу над тремя новыми видеопроектами.

В эти дни Венеция выглядит более чем необычно.

В Венеции от первоначального замысла осталась только видеозапись сцен за столом, который вполне реален, время от времени на нем даже появляется настоящая еда. Публика может присесть и что–нибудь съесть. От коридора с выдвигающимися из стен столами пришлось отказаться — старинное венецианское здание, запечатленное еще на полотнах Каналетто, доставшееся белорусам, выдвинуло свои условия. Так что сейчас, сидя за столом, в дверном проеме соседнего зала, зрители могут видеть гигантские песочные часы с медленно падающими в них столами вместо песка.

Еще Каналетто запечатлевал на своих картинах здание, в котором разместился наш национальный павильон.

На венецианскую публику такой символ жизни и времени произвел впечатление: нередко за нашим столом бывает и до трех десятков гостей — не каждый национальный павильон здесь так популярен. Белорусский арт–проект уже пригласили продемонстрировать в США и Германии. К слову, немецким художникам в этом году досталось сразу два «Золотых льва». Главную награду Венецианского биеннале они получили за лучшую работу и лучший национальный павильон. Редкий случай, когда зрители согласились с мнением жюри — поэтический эпос, связавший всю историю Германии с сегодняшним днем, в первые же дни спровоцировал длинные очереди зрителей. Наш проект не столь грандиозен, но ожидания публики нам, похоже, удалось почувствовать.

cultura@sb.by

Фото РЕЙТЕР

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter