Что мы знаем о белорусском станкостроении

За нами не заржавело

О белорусском станкостроении
Странное письмо пришло на мой электронный адрес. Некая Галина поздравила с Новым годом и тут же взялась расписывать достоинства... станков на предприятии, которое она представляет. Среди них — плоскошлифовальные, сверлильные, карусельные, обрабатывающие центры... С ЧПУ и тончайшей японской настройкой, для любых видов обработки! От меня ждут заявки. Завод расположен... на северо–востоке Китая, в тысячах километров от Минска.

Спасибо Галине за поздравление. Но во–первых, за то, что указала на отрасль, которая практически выпала из сферы общественного внимания, — на станкостроение. Вы, читатель, что о нем знаете?

Ищу сведения о знакомых заводах. В Сморгони на заводе оптического станкостроения пришлось бывать, когда он еще работал на союзный ВПК. Первая информация пугает. «В г. Москва проходит Х юбилейный международный форум «Оптические системы и технологии — OPTICS–EXPO 2014». Приглашаем посетить наш стенд... и ознакомиться с продукцией нашего предприятия — контейнерами подземными для мусора в комплекте с оболочкой...»

Неужели конец заводу, как и тем, которые в период конверсии перешли от космического хай–тека на кастрюли и сковородки? Но нет! Оказывается, завод использует самые передовые, наукоемкие вакуумные, лазерные, плазменные, нано– и прочие технологии. Здесь, например, умеют наносить тончайшие покрытия как декоративные (на пластмассу, металл, оптику, украшения...), так и упрочняющие — на металлорежущий инструмент. Жив завод, остается на острие прогресса к благу страны и жителей Сморгони! Мусорные контейнеры — это ширпотреб, довесок.

А что, например, оршанский «Красный борец»? Мало сказать, что на плаву. В прошлом году награжден грамотой холдинга «Белстанкоинструмент» как лучший экспортер по результатам 2–летней деятельности. Завод финансово стабилен, успешно развивается.

...Всем знакомо понятие know how. Буквально означает «знаю как», но давно символизирует некий технический секрет, умение, которое дает производителю конкурентные преимущества. Так вот, станкостроение, в принципе, по определению — сфера исключительно know how. Станкостроители только тем и заняты, чтобы произвести что–либо (монитор компьютера, лопатку авиа– или гидротурбины, электрочайник...) дешевле, легче, быстрее, надежнее.

Все окружающие нас предметы материального мира вторичны. Первично именно станкостроение, которое производит автоматические линии, обрабатывающие центры, станки с ЧПУ. Даже роботы, которые собирают автомобили и компьютеры, — это те же «станки». В последние годы общественному сознанию усиленно навязывается идея некоего постиндустриального общества, в котором все решают якобы цифровые технологии. Идея иллюзорная и вредная. Ее как будто для того и внедряют, чтобы нас обезоружить. БелАЗ никогда не напечатают на 3D–принтере. Его детали можно изготовить только на станках!

Цитаты из авторитетных российских источников: «Страна, не имеющая собственного развитого станкостроения, обречена быть второсортным государством», «Можно купить оборудование для розлива пива, но нельзя купить оборудование для создания истребителя пятого поколения», «За последние двадцать лет объем производства станков в России уменьшился почти в 20 раз, доля отечественных производителей на рынке составляет не более 10 процентов...» Соседи бьют тревогу. В повестке дня — реиндустриализация. Кто в условиях западных санкций даст промышленности нужные станки?

Логично ожидать, что именно Беларусь. Для того и создавалось Союзное государство, чтобы страны помогали одна другой. У нас отрасль сохранилась и развивалась. Несколько лет назад — с целью оптимизации управления, концентрации ресурсов и повышения конкурентоспособности — был создан холдинг «Белстанкоинструмент». Он объединил полтора десятка заводов (всего же их более 30), институты и КБ. В стране производится вся линейка промышленных станков для любых нужд. Более 40 процентов идет на экспорт...

Увы, это все, что можно узнать о белорусском станкостроении из открытых источников: только общие слова и цифры. На виду и на слуху любые другие отрасли, которым СМИ постоянно уделяют внимание по причине их достижений или (чаще) проблем: строительство, деревообработка, машиностроение, ЖКХ, энергетика... Станкостроение, которое в решающей степени определяет их уровень, остается вещью в себе. Напрашивается только одно объяснение: все в порядке. Станкостроители сами без прессы и госконтроля знают, что и как делать. Как знают и то, что конкуренты не дремлют (письмо полномочного представителя Галины это доказывает). Надеюсь, они так же изобретательны в продвижении своей продукции. Если же читателю будет интересно подробнее узнать о происходящем в отрасли, газета постарается об этом рассказать.


Советская Белоруссия № 6 (24636). Среда, 14 января 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter