За кадром

Телевизоры: программа–максимум
Телевизоры: программа–максимум

Рост спроса на бытовую технику первыми заметили... энергетики: потребление электричества в жилищно–коммунальном секторе с некоторых пор стало расти на глазах. «Мы проанализировали данные за последние годы и пришли к выводу, что утюгов, стиральных машин и телевизоров в белорусских семьях стало намного больше», — рассказывает первый замминистра энергетики Эдуард Товпенец. К такому же выводу пришли и специалисты отделов продаж предприятий, выпускающих товары для дома. А правительственные эксперты подсчитали, что емкость белорусского рынка бытовой техники выросла до 1,8 миллиарда долларов в год. Эта сумма сопоставима с расходами на оплату поступающего в страну российского газа! Стремление заместить импортные товары белорусскими — таков курс Правительства — выглядит логично. Впрочем, планов по укреплению экспортных позиций также никто не отменял. Валюту нужно не только экономить, но и зарабатывать. Однако и первое, и особенно второе реально лишь тогда, когда с конвейера будет сходить по–настоящему классный, конкурентный продукт.

Среди производителей товаров для дома особое место занимают телезаводы «Витязь» и «Горизонт». Не только потому, что производство телевизоров в нашей стране имеет гораздо более крепкие традиции, чем выпуск электрочайников, DVD–плейеров, стиральных машин, микроволновок и пылесосов. Но и потому, что производство новых бытовых товаров осваивается ими динамично, а внушительные мощности позволяют производить длинную линейку техники в больших объемах. О том, каков спрос на «непрофильную» бытовую продукцию, рассказал гендиректор «Горизонта» Юрий Предко. По его словам, когда завод начал делать пылесосы, многие на предприятии опасались, что новый товар «не пройдет» на рынок. Но когда поступили первые данные о продажах, оказалось, что «Горизонт» в своих расчетах «продешевил»: надо было выпускать больше...

Определенно спрос на технику — начиная от пылесосов и фенов и заканчивая телевизорами и холодильниками — будет набирать обороты в дальнейшем. Так как его подогревает рост доходов населения — в Беларуси, России, Украине, странах Балтии... Смогут ли наши телезаводы выступить с адекватным предложением на этих рынках? Речь в первую очередь об основном товаре — телевизорах. Как отметил недавно Президент, эта продукция с давних пор была визитной карточкой Беларуси и потерять ее просто недопустимо. Несмотря на то, что конкуренция на рынке в последние годы стала намного жестче, что связано с подъемом телевизионной отрасли в России, а также агрессивной маркетинговой политикой азиатских производителей, владеющих солидными финансами и передовыми технологиями.

Как не потерять, а упрочить свои позиции — вопрос сегодня жизненно важный и для «Витязя», и для «Горизонта». Ряд специалистов видит выход в налаживании «отверточной сборки» новейших моделей. Ведь создать с нуля хотя бы собственный утюг, соответствующий мировым критериям цены — качества, стоит очень дорого. Производство же телевизора, состоящего полностью из белорусских комплектующих, по словам начальника управления внешних связей Министерства промышленности Николая Стародынова, и вовсе не представляется реальным. По крайней мере, в обозримом будущем. «Главную деталь — кинескопы — выпускают только гиганты мировой индустрии. Остальным это не под силу. Разработка электронно–лучевых трубок и постановка их «на конвейер», по некоторым оценкам, стоит до 10 миллиардов долларов. Нужна мощная научная база плюс очень солидное финансовое обеспечение (то же касается и производства плазменных панелей). Неудивительно, что при таких затратах тот же «Филлипс» старается не продавать саму технологию, а реализует только готовые комплектующие», — рассказывает Николай Стародынов.

По мнению специалиста, в самой «отверточной сборке», по большому счету, нет ничего зазорного. Она позволяет нашим производителям знакомиться с мировыми технологиями, повышать качество, удешевлять стоимость изделий и насыщать ими внутренний рынок. В то же время важно развивать параллельный выпуск собственных деталей и узлов. И дело здесь не только в амбициозном желании реинвестировать прибыль в развитие собственного производства и создание новых рабочих мест, но и в жестком требовании рынка. К примеру, сегодня для экспорта белорусского телевизора, скажем, в Россию нужен сертификат СТ–1, который подтверждает, что в изделии не менее 50 процентов белорусских комплектующих. И здесь, как говорится, ничего личного — мировая практика. Любой товар согласно нормам ВТО может экспортироваться страной под национальным лейблом, когда он является «отечественным» хотя бы наполовину. «Несмотря на то, что производство кинескопов нам недоступно, корпусы, управляющие микросхемы, «акустику» мы вполне можем делать сами и таким образом выходить на нужные 50 процентов. Это позволит нам успешно экспортировать новые модели, отвечающие современным веяниям», — говорит Николай Стародынов.

Помимо поиска оптимальной пропорции между «отверткой» и собственной сборкой, в фокусе внимания Министерства промышленности и администраций заводов сегодня находится еще один серьезный вопрос. Картина глобальной экономики нынче отмечена процессом «слияний и поглощений» в среде крупных корпораций. На этом фоне вполне резонно звучит мысль об объединении усилий двух белорусских флагманов — «Горизонта» и «Витязя». Впрочем, эта идея — что также резонно, — порождает и массу вопросов. Например, под каким брэндом потенциальное объединение будет продавать свою продукцию. Будет ли это некий общий, мультибрэндовый формат или название марок, хорошо известных не только в Беларуси, сохранится?

По мнению Николая Стародынова, брэндовую конкуренцию нужно сохранить. «Научная и конструкторская мысль должна развиваться, а без конкуренции это вряд ли возможно». В то же время начальник управления Минпрома полагает, что объединение телепроизводителей в холдинг имеет смысл. Телевизионщики перестанут «наступать друг другу на ноги». Появится возможность унифицировать производство. «Если у кого–то получается лучше производить печатные платы, то эту технологию нужно тиражировать и на изделия партнера, ведь чем производство массовее, тем дешевле оно обходится, а значит, исчезнет неэффективное дублирование, будет расти конкурентоспособность наших телевизоров. Кроме того, объединение заводов позволит выстраивать единую товаропроводящую сеть за рубежом, снижать транспортные издержки. И конечно же, слияние даст возможность консолидировать финансовые ресурсы...» Однако все это, отмечает специалист, только общие соображения. Конкретику надо внимательно считать.

Кстати

По данным Правительства, годовая потребность белорусского рынка в телевизорах составляет примерно 600 тысяч штук, в холодильниках и стиральных машинах — по 400, кухонных плитах — 250 тысяч, DVD–плейерах — 500 тысяч, СВЧ–печах — 450 тысяч, утюгах и фенах — по 600 тысяч.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter