За качество зубом отвечаю

За экономические преступления отрубали руки, вырывали ноздри, могли в котле сварить
Нерушимо слово купеческое… Да, было дело. У торговцев старинной закалки, которые ходили из варяг в греки. Вроде бы и сертификатов никаких тогда не было, но продукцию везли отменную, не обманывали. Правда, базары в то время располагались недалеко от мест казни. А иногда городские площади совмещали в себе обе эти функции. И за торговые махинации наказывали довольно строго. Подсунул дырявую фелюгу покупателю, пожаловался тот стражнику… Расправу творили быструю и жестокую. За экономические преступления отрубали руки, вырывали ноздри, могли в котле сварить… В каждой стране свои традиции культивировали. Но смошенничать второй раз не многим удавалось. Да и первый мало кому хотелось. Такие вот дела. «А может, вернуться к былым способам «безбумажной» защиты качества», — подумалось мне сквозь зевоту. Даже забавная история на эту тему приснилась. 



Голова легла на подушку, а спящее воображение перенесло меня на рынок. Самый обычный: ряды контейнеров, с десяток роллет да с полсотни матерчатых палаток… Возле одного из магазинчиков разгоралась оглушительная базарная драма. Бушевал, как говорят в подворотнях, «ботаник»: невысокий, щупленький, в слегка измятом пиджачке и, конечно, в очках. Заикаясь от негодования, он вертел рыжую остроносую туфлю, безуспешно пытаясь привлечь внимание нарочито флегматичного владельца обувной лавки. 

— Это же безобразие, — пыхтел интеллигент, даже в конфликтной ситуации стараясь не сорваться на низкий языковой стиль. — Неделю назад покупал, только два раза надел, а уже развалились. Какая это итальянская кожа? — несчастный покупатель провел пальцем по потрескавшемуся носку. — Это же кожзам! 

— Отец, не кипиши, — владелец «бутика под небом» повернул свой коренастый корпус, затянутый в дутую куртку из темно-синей болоньи. — Хорошую обувь надо уметь носить. Надел в слякоть, вот она и расползлась. Нежная. Ко мне какие претензии?! — торговец подпер массивные бока пудовыми кулаками. — Подходите, меряем, выбираем, есть все размеры… — слащавой скороговоркой затараторил детина, с плотоядной улыбкой истинного реализатора повернувшись к новым покупателям, оттирая мужичка с бракованной вещью в сторону. 



— Давайте же разберемся… — не унимался обиженный клиент. 

— Что ты хочешь? Я тебе их рвал? Это же Barichella. Фирма хорошая, качественная, уже пять лет вожу. У тебя первого проблемы. 

— Может, брак? – неуверенно пролепетал несчастный потребитель. — Но Barichella выпускает не обувь, а макароны. Я в интернете смотрел. 

— Иди дальше смотри, — огрызнулся торговец. — Грамотные все. Я же лучше знаю. Настоящая Италия.

— А подтверждающий документ есть? 

— Тебе моего слова мало? — торговец угрожающе навис над оппонентом. — Зуб тебе даю, — и, злобно прыснув слюной, щелкнул ногтем большого пальца по резцу. И большой, рыжеватый от табака зуб упал на асфальт… 

— Провидение не фраер, все видит, — неожиданно хихикнул приблатненной пословицей интеллигент и с чувством отомщенного достоинства пошел восвояси. Тут только я заметил, что половина торговцев ущербные: у многих не было зубов, некоторые мычали без отвалившихся языков, иные баюкали на перевязи усыхающие руки. Наверное, вспоминали ту «италию», «францию», «фабричные чехию и польшу», купленные на подмосковных барахолках у оптовиков, которые западных европейцев-то и в глаза никогда не видели. Хотя много было и предпринимателей с голливудскими улыбками, здоровых и задорных. И покупатели к ним тянулись, обходя стороной палатки со странными продавцами. 

Уже утром подумал: хорошо бы такой мистический контроль за качеством товара да на наших рынках. Может, тогда и дискуссия о документах и сертификатах себя изживет. Наивные предприниматели великолепно понимают: дело не в бумагах, а в товаре. Что можно купить на оптовых полулегальных развалах? Возможно, что-то приличное и попадается, но случайно. Несомненно, некоторые наши совестливые предприниматели пытаются найти зерна среди плевел. Но и их же обмануть могут. Однако брендовых вещей на российских барахолках точно нет. Если на невнятную майку, платье или кроссовки пришить-приклеить крутой ярлычок, фирменными они не станут. Качественными — тоже. Только более прибыльными для продавцов. И большинство предпринимателей все великолепно знают. Как и отлично они осведомлены, что в Беларуси уже есть сотни оптовых официальных поставщиков импортных торговых марок со всеми сопроводительными документами. И вся продукция настоящая. Вот только на грош пятаков не купишь, в несколько раз цену не накрутишь. Но ипэшники делают невинные глаза: товар, мол, у нас хороший. Просто российские оптовики бумаг не выдают. А зуб дать за качество своего ассортимента готовы? По-настоящему, а не так, для красного словца? 

volchkovvv@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter