Какую пользу принесет Знак качества

За имидж надо бороться

Александр ­Лукашенко на совещании об основных направлениях работы по совершенствованию качества в 2024 году и Знаке качества заявил: «Мы определили очень амбициозную цель — поставить контроль качества производимых товаров и услуг, качества жизни страны на более высокий уровень. Беларусь может гордиться своими качественными товарами, но, чтобы быть в тренде, чтобы конкурировать с лучшими мировыми образцами, надо немножко добавить, надо заслужить этот Знак качества».

Фото из архива «СБ»

В Советском Союзе Государственный знак качества появился в 1967 году. Его изображение на изделии поднимало имидж предприятия, стимулировало потребительский спрос. Самосвал БЕЛАЗ‑540А — один из первых номинантов «Знака качества», уже через десять лет его удостоились около трех тысяч белорусских изделий, из которых две трети составляли товары народного потребления. С развалом СССР символ потерял актуальность. Давая ему второе рождение, попробуем разобраться, какую пользу он принесет стране.

Ежегодно вручаются премии Правительства за достижения в области качества, номинанты которых достигли значительных результатов в этой сфере и конкурентоспособности производимой продукции, оказываемых услуг или выполняемых работ, внедрении инновационных технологий и современных методов менеджмента. Есть и ряд других рейтингов в данной сфере: бизнес‑премия «Лидер года», «БРЕНД ГОДА», «Народная Марка». Но, несомненно, Знак качества, который будет утверждаться указом ­Президента, должен стать высшей отметкой среди всех номинаций.
Если продукцию промаркируют Знаком качества, то потребителю не нужно искать и расшифровывать на упаковке незнакомые и непонятные для него символы или штрихкод. Ведь отличительный знак будет проставляться только на те товары, которые прошли аттестацию, и ответственность за качество, потребительские характеристики несет государство.
Отдельно следует остановиться на маркировке экспортной продукции. Конечно, белорусский Знак качества сразу после своей формализации вряд ли станет своеобразным эталоном качества для наших зарубежных потребителей, особенно стран дальней дуги. Для этого потребуются время и значительные усилия. Но для покупателей белорусских товаров из стран СНГ, в памяти которых еще сохранились ассоциации качества как категории и Знака качества СССР, белорусский Знак качества, имеющий аналогичный с советским логотип, однозначно сыграет положительную роль.

Сегодня едва ли не в каждом российском и не только населенном пункте, не говоря уже о мегаполисах, есть магазины с вывеской «Белорусские продукты» или «Белорусская мебель». Причем часто предлагаемые товары не имеют никакого отношения к белорусским производителям, тем более к белорусским стандартам. А так как данные наименования не защищены интеллектуальным правом, привлечь к ответственности самозванцев весьма проблематично. Наличие защищенного (как интеллектуальная собственность) белорусского Знака качества априори решит эту проблему.

Несколько слов о продвижении белорусского Знака качества. В классическом маркетинге есть такое понятие, как бренд. Бренд компании — это то, что вызывает прямую ассоциацию с имиджем, статусом или репутацией компании на рынке в целом. Белорусский Знак качества с полной уверенностью можно отнести к своеобразному бренду в целом отечественной продукции. Со всеми вытекающими последствиями, включая его правовую защиту и процесс продвижения на рынках, в первую очередь зарубежных.

Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что за награду придется серьезно побороться. Статус Государственного знака качества будет самым высоким, получить его будет трудно, но престижно.

Георгий ГРИЦ, профессор ГУО «Институт повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии»

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter