За гранью гранта

Бизнес и образование. Что общего?
Бизнес и образование. Что общего?

Образование сегодня сродни бизнесу. Учеба — товар, который продают и покупают. В центре Минска — огромная вывеска «Туризм и образование». Офис фирмы располагается в квартире жилого дома...

— Хотите учиться на Мальте? А может, Кипр или Новая Зеландия? Университеты Индии — вообще экзотика, — девушка раскладывает передо мной буклеты иностранных университетов.

Я кручу на столе туроператора глобус, тыкаю пальцем ближе к центру Европы, она подсчитывает на калькуляторе:

— Год учебы, проживание, питание плюс расходы на всякие ваши женские мелочи — итого (если ни в чем себе не отказывать) 8 тысяч долларов.

Выбираю новое направление, и цифра вырастает до 13 тысяч...

— Но вы же еще наверняка будете там подрабатывать, — спешит успокоить меня девушка.

— Кем? Много вакансий?

— Ну не знаю, что–нибудь найдете: официанткой, уборщицей.

И ни слова о том, что официально по студенческой визе работать нельзя (хотя и не во всех странах, в Австралии, например, студенческая виза позволяет работать 20 часов в неделю). Как я смогу применить полученные знания в родной стране?

— Ну что вы? — снисходительно улыбается девушка, не понимая моей искренней заинтересованности в образовании, а не в эмиграции. — Зачем вам возвращаться сюда с европейским–то образованием?!

В общем, никаких преград на пути к знаниям. Есть деньги? Вот вам пропуск в аудиторию любого университета мира и путевка на Мальдивы в нагрузку. Образование стало таким же прибыльным делом, как и туристическая деятельность. Между университетами появились посредники. А это всегда риск, что они будут действовать скорее в своих интересах, нежели в интересах клиента. Турфирмы не всегда обеспечивают обещанные условия отдыха, так что сложности могут возникнуть и в организации вашего образовательного тура: неточная информация, завышенные цены, не то образование, не по той специальности...

— Обычно университеты разных стран — технические, гуманитарные, экономические — знают друг о друге и тесно сотрудничают, их представители встречаются на различных конференциях, симпозиумах, проводят совместные научные исследования, — говорит проректор БНТУ по международным связям Геннадий Бровка. — Естественно, преподаватели политеха имеют давние контакты с коллегами из различных зарубежных технических вузов. И если студент едет в какой–либо из наших университетов–партнеров учиться, то у него на руках не только приглашение, подписанное ректором, но и договор, в котором указано, что он будет изучать, сколько часов и как зовут его руководителя. В случае чего найти этого студента не составит для нас особого труда. А что знают частные фирмы о судьбе тех людей, которых направили на учебу?

— У нас действуют около 40 межгосударственных и 650 межвузовских договоров, по которым белорусские студенты выезжают на стажировки, курсы, образовательные программы за рубеж, — говорит заместитель начальника управления зарубежных связей Министерства образования Геннадий Пятигор. — Чаще это организованные группы, а не индивидуальные поездки. Как работают частные фирмы? Трудно сказать. Их деятельность мы до сих пор не контролировали. Сколько таких фирм и куда они направляют ребят учиться? У меня пока нет ответа. Какими документами оперируют фирмы, кто партнер, каков его статус, аккредитация, какое образование предлагается, какой диплом выдается, где можно применить полученные знания — сейчас мы вплотную займемся этими вопросами. Будем выяснять также, на каких основаниях отправляют в то или иное учебное заведение: это договор о сотрудничестве или соглашение? Что записано в договоре, какие даются гарантии, что говорится о возвращении студента. Человек направляется в конкретное учреждение, поэтому должна быть известна его судьба. Чтобы он не попал в заведение, которое не имеет никакого отношения к образовательной деятельности. Фирмам что — лишь бы быстрее отправить человека и получить деньги. Их не интересует дальнейшая судьба клиента. Мы же должны защитить интересы нашей молодежи.

Собственно, никто не против бизнеса на ниве образования. За рубежом тоже есть курсы по повышению квалификации, образовательные программы, семинары. Если на них есть спрос, частные фирмы вполне могут предлагать этот образовательный продукт здесь. Однако теперь студент, получивший приглашение из–за границы на работу или учебу, должен будет предоставить это приглашение в специально созданную в каждом вузе комиссию, которая оценит целесообразность поездки и согласует ее с учебным планом. Если все в порядке, документы направят в Министерство образования, которое по своим информационным каналам самым тщательным образом проверит зарубежных нанимателей или учебные заведения, куда приглашают ребят. И только убедившись в благонадежности принимающей стороны, выдаст письменное разрешение на выезд.


Цифра

В 2004 году на учебу (практику, языковую стажировку, конференции, симпозиумы, семинары, спортивные и культурные мероприятия) за рубеж выехало более 3.600 белорусских студентов. Из них по международным образовательным программам (гранты, стипендии) — около 400 человек.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter