За границу с чистой совестью

Как избежать проблем при выезде за границу, и почему у нас до сих пор не введены биометрические паспорта За последнее время в вопросах, касающихся документирования и учета граждан, а также их выезда за границу, произошли серьезные изменения. Упразднили архаичный институт прописки, отменили разрешительный штамп в паспорте, навели порядок с оформлением и выдачей документов, в том числе за счет реализации принципа “одного окна”, автоматизировали пункты пограничного пропуска. В общем, потихоньку-помаленьку движемся к европейским стандартам в этой сфере. Однако, как показывает практика и наша редакционная почта, у граждан остается еще немало вопросов к компетентным органам. Насколько эффективна новая система учета по месту жительства и месту пребывания? Каким образом она повлияет на формирование списков избирателей на предстоящих парламентских выборах? Какова динамика миграционных процессов в Беларуси и когда мы начнем получать биометрические паспорта? На эти и другие вопросы отвечает заместитель начальника департамента по гражданству и миграции МВД Беларуси Анатолий ЛАНИН.

— Анатолий Николаевич, приближаются выборы, а вместе с ними на повестку дня снова выходят извечные вопросы, касающиеся формирования списков избирателей. Сейчас, например, высказываются опасения, что граждане, пользуясь регистрацией по месту жительства и месту пребывания, могут проголосовать дважды.
— Неправда. Если организовать работу должным образом, то никаких разночтений здесь быть не должно. Скажем, гражданин постоянно проживает в Бресте и, естественно, там же зарегистрирован. Значит, он автоматически включается в список избирателей по месту постоянного жительства. Но вот он надумал приехать по каким-то делам в Минск. Если он планирует прожить в столице больше 30 суток, то обязан зарегистрироваться по месту жительства, а также вправе зарегистрироваться по месту пребывания. А дальше он решает для себя, где будет голосовать. Если в Минске, то со свидетельством о временной регистрации он должен обратиться в избирательную комиссию, чтобы его внесли в списки. Соответствующая информация уйдет в Брест, и там его должны исключить из списков. Вообще количество временно зарегистрированных граждан Беларуси с начала года по республике всего 21 тысяча человек. Из них почти семь тысяч — студенты, сведения о которых передаются по месту жительства, то есть там они исключаются из списков сразу. Остается 14 тысяч человек — это всего 0,2 процента от всех избирателей.
— Какая ответственность предусмотрена за отсутствие регистрации по месту пребывания?
— Административная. На первый раз нарушитель отделается предупреждением. Если эта мера на него не подействует, то ему придется заплатить штраф от двух до четырех базовых величин.
— Обязательно ли обновлять регистрацию?
— Регистрация по месту жительства не имеет каких-либо ограничительных сроков, поэтому продлевать ее не нужно. Регистрация по месту пребывания всегда имеет определенный срок — от нескольких месяцев до года. Поэтому гражданину, который хочет ее продлить, нужно за 10 дней до истечения срока обратиться в орган регистрации.
— Раньше работодатель в Минске не мог взять на работу человека, если у того не было столичной прописки. А как сейчас с этим обстоит дело?
— Что касается Минска, то все решения, которые касались приема на работу в столице, в том числе многочисленные согласования, отменены. То есть наниматель вправе самостоятельно определиться, заключать или нет с конкретным гражданином трудовой договор. Но в указе четко сказано, что гражданин, прибывший на новое место жительства, обязан не позднее одного  месяца зарегистрироваться. Опять же, не все работодатели готовы брать гражданина с временной регистрацией. По старинке требуют “минскую прописку”. И это их право.

— В некоторых российских городах торговля регистрацией приобрела массовый характер. Доходит до того, что в квартире каких-либо маргинальных особ зарегистрировано человек тридцать. У нас подобных фактов не выявлено?
— Однозначно нет. Ведь регистрация по месту жительства требует наличия норм жилой площади — не менее 20 квадратных метров общей площади на одного человека в Минске и 15 “квадратов” на человека в других населенных пунктах страны. Временная же регистрация хотя и не требует свободной жилплощади, тем не менее возлагает на собственника жилья дополнительные финансовые обязательства. Ведь вся информация о жильцах будет находиться в ЖЭСе, и платить за коммунальные услуги придется в соответствии с количеством проживающих.
— Что-то давненько ничего не слышно о биометрических паспортах. Появятся ли они в Беларуси и когда?
— Сейчас во многих странах мира идет динамичное развитие процессов перехода на паспортно-визовые документы нового поколения, имеющие более высокие степени защиты. Они ориентированы на использование бесконтактных микрочипов с биометрической информацией об их владельце (цифровая фотография, отпечатки пальцев и др.). У нас биометрические паспорта будут вводиться после принятия такого решения главой государства. Произойдет это тогда, когда появление новых международных требований к миграционным процессам затруднит или сделает невозможным выезд наших граждан за границу без биометрического паспорта. Могу сказать, что с момента принятия такого решения до его реализации пройдет не менее двух лет. Сегодня мы находимся только в стадии  изучения данного вопроса, анализируем опыт зарубежных стран. Введение документов нового образца не должно коренным образом поломать сегодняшнюю технологию изготовления и оформления паспортов. В этом отношении наиболее приемлемым для нас является опыт Германии.
Недавно в Минске проходил семинар международных экспертов, изучавших правовую основу возможности введения биометрических документов в Беларуси. Они рекомендовали нам ужесточить контроль за утраченными и похищенными документами. Но эту работу мы начали проводить еще раньше. С декабря нынешнего года вступит в силу указ Президента о документировании населения. В нем говорится, что вся информация о похищенных и утраченных паспортах в течение трех дней направляется в органы пограничной службы. У нас бывали случаи, когда гражданин, оформив новый документ, находил старый и продолжал им пользоваться, что, безусловно, является нарушением. Отдельные граждане и вовсе намеренно заявляют о хищении документов и в корыстных интересах оформляют новые. Хочу подчеркнуть: действительным остается только тот паспорт, который выдан последним, а коль уж нашли старый, его обязательно нужно сдать в подразделение по гражданству и миграции для уничтожения.
— И много ли граждан теряют свои документы?
— Сегодня по стране “гуляет” более 300 тысяч утраченных, похищенных, не сданных в связи со смертью паспортов. Это приличная цифра, если учесть, что практически каждый из них может быть использован мошенниками в личных интересах. Многие граждане очень халатно относятся к документу, удостоверяющему личность. Наверное, потому, что наказание за его утерю отсутствует.
— Не так давно вступил в силу еще один президентский указ, касающийся упрощенного порядка выезда за границу. Какие проблемы здесь существуют?
— Видимо, отмена разрешительного штампа для временного выезда за границу расслабила некоторых наших сограждан. Купив билет и собрав чемодан, прибывает, скажем, отпускник на пограничный пункт, а там выясняется, что выехать за кордон он не сможет. Как вы знаете, в МВД создан банк данных, куда из разных министерств и ведомств поступает информация о лицах, которым по каким-либо причинам ограничен выезд за пределы республики. Аналогичная информация есть и на пунктах пропуска на границе. Прежде всего речь идет о тех гражданах, которые имеют определенные проблемы с законом, какие-то долги, обязательства перед государством. Но бывает и так, что человек давно со всеми рассчитался или судимость с него сняли, а его фамилия по каким-то причинам осталась в списке “невыездных”. Где-то недорабатывает система, где-то человеческий фактор играет роль.
Очень часто в такой ситуации оказываются лица призывного возраста, так называемые уклонисты, которые выжидают окончания призывного возраста.
В общем, тем, кто собирается выехать за границу, но когда-то имел проблемы с законом, лучше лишний раз самому все проверить. Тем более что никаких особенных затрат это не требует. Достаточно обратиться в районное подразделение по гражданству и миграции с устным заявлением и получить справку о том, что ограничений на выезд в отношении вас не имеется.

Информация к размышлению

За 6 месяцев текущего года на постоянное местожительство в Беларусь приехало более 6,8 тысячи граждан, убыло из страны 4,1 тысячи граждан. Порядка 90 процентов прибывших на ПМЖ в нашу страну — выходцы из стран СНГ и Балтии. За первое полугодие рассмотрено 498 заявлений граждан России о приобретении гражданства в упрощенном порядке, 224 заявления граждан Казахстана и 37 заявлений граждан Кыргызстана.

Есть вопрос

— Собираемся выехать за границу вместе с детьми. С какого возраста нужно оформлять паспорт на ребенка и до какого времени он действителен?

Николай Игнашевич, Витебская область

— При выезде за границу паспорт обязателен для ребенка любого возраста. Причем если раньше для выезда за пределы страны выдавался паспорт, который был действителен до 16 лет, то в соответствии с новой редакцией положения о паспорте, принятой 11 сентября 2006 года, и в связи с отменой разрешительного штампа для временного выезда за рубеж внесены некоторые изменения в порядок оформления документов. Так, для несовершеннолетних срок действия паспорта определен временными рамками в пять лет. То есть если ребенок получил паспорт в пять лет, то в десять лет он должен его обменять. Согласитесь, когда подросток предъявляет паспорт, на фотографии которого он еще в ползунках, с идентификацией могут возникнуть проблемы. Пятилетний срок обмена документов действует до 15 лет, после чего паспорт действителен до 25 лет. Далее замена паспорта производится по достижении 45 лет.
Паспорта для выезда за пределы Беларуси лицам, не достигшим
16-летнего возраста, выдаются бесплатно. Для получения документа родители или их законные представители должны обратиться в расчетно-справочный центр по месту жительства, предъявить документ, удостоверяющий личность, заявление в установленной форме, свидетельство о рождении ребенка и 4 фотографии.

— Я работаю на одном из столичных предприятий, живу в общежитии. Могу ли я зарегистрировать там родного брата?

Сергей Владимирович, г.Минск

— Вообще правила регистрации в общежитиях работодатели, в ведении которых имеются жилые помещения, трактуют по-своему. Они зацепились за то, что для временной регистрации, то есть по месту пребывания, не требуются свободные квадратные метры. И начали широко применять эту правовую норму. Но ведь никто не отменял положение об общежитиях, где четко указано, что жилое помещение в общежитии предоставляется в том случае, если на каждого проживающего приходится не менее шести квадратных метров жилой площади. И когда речь заходит о временной регистрации, договор найма жилого помещения в общежитии может быть заключен лишь на свободную жилую площадь. Так что по закону зарегистрировать в общежитии вы можете только несовершеннолетних детей, супруга или супругу, не обеспеченных жилой площадью в данном населенном пункте.

— Моя знакомая не хочет регистрировать у себя невестку. Мол, в таком случае она приобретет право на жилплощадь. А в жизни всякое случается, вдруг сын разведется, как потом эту невестку выселить?

А.Н., г.Минск

— Я не вижу здесь каких-то сложностей. Есть регистрация по месту пребывания, для которой не имеет значения количество свободных метров жилплощади. Максимальный срок такой регистрации — один год, затем при необходимости его можно продлить. При этом невестка не получает никаких прав на жилье.
Что касается постоянной регистрации, да, люди иногда волнуются за свое будущее, и это понятно. Но и здесь можно найти выход. Например, если в квартире свекрови есть свободные метры, она вправе заключить с невесткой отдельный договор поднайма жилого помещения и зарегистрировать ее в качестве поднанимателя. Последний также не приобретает никаких прав на жилье. Наконец, если вы друг другу не доверяете, все жилищные нюансы можно прописать в брачном договоре.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter