Как в регионах Брестчины заботятся о сохранности историко-культурного наследия

За фасадами дворцов

Мужественная Брестская крепость, величественный Ружанский дворец, таинственный Коссовский замок и многое другое — 777 памятников из Государственного списка историко-культурных ценностей страны находятся на территории Брестской области. К крупным объектам приковано внимание, их реставрируют за средства областного и республиканского бюджетов. А какова судьба остальных — усадеб, каплиц, ротонд?

Береза. Брама.

Наследие не терпит суеты?

На гербе города Березы — ворота картузианского монастыря. Брама, как называют местные. Пять лет назад ее отреставрировали за бюджетные деньги. Сейчас стоит задача консервации крепостных стен, так как часть одной из них недавно обрушилась. За чей счет проводить работы? Вопрос открытый.

Год назад в Березе была восстановлена стела‑памятник над могилой, где захоронены останки представителей рода Сапегов, в том числе основателя монастыря картузианцев Казимира Льва Сапеги. Инициатором работ стал краевед, журналист местной районной газеты Николай Синкевич:

— Несколько лет назад поделился своими мыслями по поводу стелы с доктором истории искусств Доротой Пирамидович из Польши. Благодаря ей министерство культуры и национального наследия соседнего государства включило березовскую стелу в свои реставрационные планы. Реставратор Анджей Казберук специально для этого объекта привез из Украины известь 20‑летней выдержки. Каменный шар вырезал из итальянского мрамора, крест выковал из старинного металла. Большую помощь в реставрации оказал известный березовский спортсмен и турист Василий Новик, директор СШ № 1 райцентра Николай Жукович помог со стилистикой белорусского текста. Подготовка шла три года, а восстановление памятника заняло два месяца.

Грушевка. Усадьба Рейтанов.

Реальный шанс возродиться недавно появился и у одной из главных достопримечательностей Ляховичского района — родового имения борца за единство Речи Посполитой Тадеуша Рейтана. Усадьбу в деревне Грушевке не раз выставляли на аукцион — безуспешно. И Ляховичский райисполком подготовил пакет документов, который отправил на рассмотрение в Европейскую комиссию. Помощь пришла по программе «Польша — Беларусь — Украина». Координатор проекта Дмитрий Макарук поделился хорошей новостью:

— Выделен 1 миллион 187 тысяч евро. Уже готов проект работ, идет выбор генерального подрядчика. Дом будет усилен, каплица законсервирована. Предполагается, что в цокольном этаже разместится Центр детского творчества.

В деревне Молодово Ивановского района сохранилась каплица‑ротонда, построенная в 1908 году. Памятник архитектуры неоклассицизма давно требовал реставрации, и она началась. Начальник отдела идеологической работы и по делам молодежи Ивановского райисполкома Галина Климович предложила приехать и убедиться — каплица уже под куполом:

— Закрыли и защитили купол. Финансирование — из местного бюджета, ищем спонсоров, чтобы привести в порядок фасад. В планах — сделать в каплице экспозицию о роде Скирмунтов.

Красный Двор. Родовая усадьба Наполеона Орды.

И еще одна хорошая новость. Восстановление родовой усадьбы Наполеона Орды в урочище Красный Двор Ивановского района будет профинансировано из фонда Президента по поддержке культуры и искусства. 

Одного энтузиазма мало

Самая яркая достопримечательность Дрогичинского района — каплица‑усыпальница рода Ожешко в Закозели. Вердикт ООО «БрестИнспект» после обследования: техническое состояние свода предаварийное, возможно его внезапное обрушение.

Закозель. Каплица-усыпальница рода Ожешко.

— Уже расчистили каплицу внутри. Район направил на объект деньги, заработанные на Республиканском субботнике, — 50 тысяч рублей, — рассказала специалист Дрогичинского райисполкома Людмила Веремейчик. — Открывали счет, пытались собирать деньги, но неравнодушных нашлось очень мало.

Специалист Брестского облисполкома по сохранению историко‑культурного наследия Артем Брухан уверен, что появится совместный белорусско‑польский проект по Закозели:

— Надо понимать, что работы дорогостоящие, для бюджета маленького районного центра суммы неподъемные. Есть заинтересованная сторона в Польше, так как это наследие — достояние двух народов, белорусского и польского. Уже прошли переговоры.

В Ружанах тоже пытались собрать пожертвования — на реставрацию костела Святого Казимира, покровителя местечка. Но меценатов так и не нашлось… А вот заезжаешь в деревню Волчин Каменецкого района — и душа радуется: здесь завершается восстановление костела Святой Троицы, одной из архитектурных жемчужин региона. В 2007 году храм передали Пинской римско‑католической епархии. Завершена внутренняя отделка, реставрируется алтарь. Помощь оказывает местное хозяйство.

Топ‑5 старинных дворцов и усадеб Брестчины, которые принимают туристов

Ружанский дворец, где была резиденция канцлера ВКЛ Льва Сапеги.

Коссовский дворец, специально построенный Вандалином Пусловским рядом с усадьбой Тадеуша Костюшко под Ивацевичами.

Дворец Бутримовича в Пинске, где сейчас ЗАГС.

Усадьба Немцевичей в Скоках, где во времена Первой мировой войны находилась ставка командующего Восточным германским фронтом принца Баварского Леопольда.

Усадьба Швыковских в Пружанах — в «маленькой Италии» сейчас музей «Пружанскi палацык».

Тест для инвестора

Бытует мнение, что едва ли не лучший способ сохранить историко‑культурное наследие — передача объектов в частные руки. В Брестской области подобная смена хозяина пока не стала основой успешного бизнеса. Хотя усадьба Радзивиллов в деревне Полонечка под Барановичами, усадьба Пузынов в деревне Гремяча Каменецкого района, дворец Потоцких и монастырь бонифратров в городе Высокое — все это в свое время было продано с аукционов.

Заместитель председателя Барановичского горисполкома Борис Горновский не обрадовал по поводу наследия в Полонечке:

— Предприятие, купившее усадьбу Радзивиллов в 2014 году, не смогло выплатить аукционную стоимость объекта и найти деньги на реконструкцию. Здание пришлось вернуть в коммунальную собственность района за нарушение условий договора. Словом, инвестор не рассчитал свои силы. Если появятся желающие, будем выставлять объект на аукцион в очередной раз.

В Каменецком районе до таких кардинальных мер, как в Барановичском, пока дело не дошло. Неплохая локация — приграничье, однако ни в Гремячу, ни в Высокое туристы пока не спешат. Старинные усадьбы за высокими заборами, работы там не ведутся. Брестское предприятие выкупило усадьбу в Гремяче на аукционе с повышением цены за немалые деньги. Реставрация, по самым скромным подсчетам, потянет на миллион долларов. Документы оформлены, а на строительство средств и не хватает. Представитель облисполкома Артем Брухан не исключает, что усадьбы в Гремяче и Высоком будут перепроданы:

— Владельцы имеют такое право, раз у них самих не находится финансов на реставрацию…

МНЕНИЕ

Виталий Печко, начальник отдела КГК Брестской области:

— Воскрешенные памятники архитектуры — это туристический потенциал регионов. Руководство районов должно понимать: если сейчас не начать деятельность по их сохранению, через пару лет заниматься этим будет поздно. В первую очередь речь о кровле: сделайте ее, а потом ищите деньги на другие работы.

kozlovich@sb.by

Фото автора, Валерия Михальчука, Александра Кулевского, Ивана Синичкина и из архива Николая Синкевича.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter