Современное кино практически не говорит о счастье

За экраном «Лiстапада»

У людей, работающих в киножюри, есть свое сленговое понятие —– «мусор». Оно означает количество и качество тех фильмов, которые с художественной точки зрения не представляют никакого интереса. У жюри XXI «Лiстапада» работы много, но «мусора» там точно нет. Есть фильмы яркие, есть острые, провокативные, но нет таких, которые бы оставляли равнодушными. Возможно, поэтому после просмотров идет откровенный обмен мнениями, авторам задаются острые вопросы, в кулуарах разгораются споры. Фестиваль создает свое диалогическое пространство.

Диалог идет не только между зрителями и авторами, но и между фильмами. Заметно, как режиссеры разных стран, национальных особенностей, возрастов, культурных бэкграундов говорят об одном и том же. Это значит, что, несмотря на различия, мы действительно едины в восприятии болевых точек реальности. Современное кино практически не говорит о счастье, не пытается навеять «человечеству сон золотой». Оно — зеркало, отражающее больше смятение и разлад, чем довольство и успокоение. «Что–то не в порядке, что–то разладилось в мире, и это чувствуем мы все...» — слова одного из режиссеров можно было бы поставить эпиграфом к нынешней кинопрограмме. Некогда тему неприкаянности молодого человека, невозможности найти себя в разлаженной действительности впервые поднял Василий Пичул в «Маленькой Вере». Прошли годы, а герои, подобные Вере, по–прежнему — герои нашего времени. И теперь молодой эстонский режиссер Вейко Ыунпуу говорит, по сути, о том же в фильме «Free range/Баллада об одобрении мира». В гораздо более жестком стиле откровенного реалити, но опять же о несовпадении с определенными социальными стандартами нынешнего молодого поколения рассказывается и в картинах российских режиссеров Натальи Мещеряковой («Комбинат «Надежда»), Ивана Твердовского («Класс коррекции»).

Замечаешь, что практически об одном и том же говорят авторы игровых и документальных фильмов. Пока выносимую, но все–таки несносную тяжесть бытия ощущают как вымышленные герои игровых фильмов — «Кино про Алексеева» (реж. М.Сегал, Россия), «Дурак» (реж. Ю.Быков, Россия), так и реальные персонажи документальных — «Кровь» (реж. А.Рудницкая, Россия), «Жизнь почти прекрасна» (реж. С.Драганов, Болгария). Протокольно четкий стиль документального фильма «Правосудие в Венгрии» (реж. Эстер Хайду) передает напряженную атмосферу суда над неонацистами, погубившими целые семьи цыган. Тема отголосков нацистских деяний звучит в уругвайской картине «Мистер Каплан», созданной молодым режиссером Альваро Брехнером в совершенно другом стиле — ироничной фантазии, за легким флером которой ощущается глубоко спрятанная боль.

Таких диалогических «перекрестков» на этом фестивале много. Это свидетельствует об авторской чуткости к восприимчивости того, что происходит со всеми нами независимо от времени и территории. Важно то, что это чувствуют молодые авторы. Фильмы «Лiстапада» свидетельствуют о заметном «омоложении» творцов кинореальности. Многим из них едва перевалило за 25. Как, например, известному канадскому режиссеру, актеру, продюсеру Ксавье Долану, отдельная кинопрограмма которого показана в рубрике «Ксавье Долан. Воображаемая любовь». Кроме того, совершенно очевидно, что кинематограф не столько «переживает кризис», сколько активно развивается в самых разных странах, некогда бывших советскими республиками, продолжая традиции лучших национальных школ: грузинской, эстонской, российской. Вот уж действительно: «Круг не замкнется, и время никогда не умрет...»

Советская Белоруссия №216 (24597). Четверг, 13 ноября 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter