За дверью гауптвахты

Бобруйская гарнизонная гауптвахта находится в старейшем кирпичном здании города, которое в 17 — 18 веках было католическим костелом. Монахи любили тайны. По преданию, существовала развитая сеть подземных ходов. Возможно, они сыграли не последнюю роль в выборе места для строительства бобруйской крепости, которую, кстати, в войне 1812 года наполеоновская армия не взяла.

Бобруйская гарнизонная гауптвахта находится в старейшем кирпичном здании города, которое в 17 — 18 веках было католическим костелом. Монахи любили тайны. По преданию, существовала развитая сеть подземных ходов. Возможно, они сыграли не последнюю роль в выборе места для строительства бобруйской крепости, которую, кстати, в войне 1812 года наполеоновская армия не взяла.

Легенд о древнем здании ходит много. Одна из них гласит, что в тамошних подземельях сиживали и опальные вельможи, ставшие жертвами дворцовых интриг, и декабристы, готовившие покушение на царя. К сожалению, я не нашел документальных доказательств ни одной из них. Хотя в свое время это была тайна за семью печатями. А кто же о таких вещах пишет? К слову, это не единственная гауптвахта, окутанная тайнами седой старины. Здание столичной, например, построено в 1624 году для мужского бернардинского монастыря. Лично я в мистику не верю. Но здесь поневоле задумаешься, что в освященные несколько сот лет назад стены заблудшие души попадают на перевоспитание не случайно. ...Глухо лязгнул замок, и массивная металлическая дверь отворилась. Я замешкался у порога, разглядывая замысловатые заклепки. — Не бойтесь, входите! Обещаю, обратно выпустим обязательно, — пошутил начальник бобруйской гауптвахты старший прапорщик Игорь Затулин, который, как и подобает хозяину, встретил у порога. Массивные стены, полусферы потолков дышали стариной. Кстати, сидели здесь солдаты под арестом еще при царе Горохе. Причем одним заточением в темницу или колодец дело не ограничивалось. Например, набедокурившему по пьяному делу не давали есть, приковывали к стене, а напротив ставили чашу с водой. В таком неудобном положении он находился несколько дней без еды и питья, пытаясь дотянуться до живительной влаги. Жестоко? Но, как утверждают историки, такое “воспитание” тягу к спиртному отбивало надолго. Наши методы перевоспитания более гуманны. Хотя жизнь на “губе” не мед. Распорядок дня у обитателей “келий” жесткий. Дисциплинарники, находящиеся под арестом до двадцати суток (это максимум), спят, например, всего семь часов. Лежанка для них — деревянные нары, одеяло — шинель. Курить во время отбывания дисциплинарного наказания и вовсе запрещено. Распространенное мнение, что солдаты просто сидят по камерам, ошибочно. Они весь день занимаются строевой подготовкой, выполняют различные работы, изучают уставы. Однако, по словам старшего прапорщика Игоря Затулина, некоторые воины попадают на гауптвахту регулярно. Такие к очередному посещению казенного дома готовятся основательно. В основном стараются пронести сигареты. Прячут их в складки формы, прикрепляют скотчем к телу, а спичечные головки умудряются запутывать даже в волосах. Например, рядовой Михаил Карташов получил замечание от патруля за неопрятный внешний вид. Боец внутренних войск вступил в перепалку, вел себя нетактично, за что получил пять суток ареста. Увы, выводов он не сделал. Демонстративно не выполнял команды, отказался гладить форму и стричься. Спесь с него сбили только четверо дополнительных суток ареста. ...Когда я уходил из расположения гауптвахты, туда привели очередного арестованного. В увольнении он познакомился с гражданскими ребятами, которые угостили спиртным. А стоила ли рюмка водки того, чтобы десять суток провести под арестом?

Бывает и такое

Беспрецедентный случай произошел в Стране восходящего солнца. В Японии на американской военной базе Кэмп-Дзама на гауптвахте отсидел 64-летний сержант США Чарльз Дженкинс. Почти 40 лет назад, находясь в составе контингента войск США в Южной Корее, он бесследно исчез в районе демилитаризованной зоны. За эти годы он успел жениться и вырастить детей. В сентябре прошлого года Дженкинс сам явился на американскую базу в Японии и сдался. Военный трибунал приговорил его к 30 дням гауптвахты и последующему увольнению из вооруженных сил США в звании рядового без пенсии и льгот.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter