За державу обидно. Совсем недавно была свидетельницей огромного разочарования туристов из России и Израиля, побывавших с экскурсией на Августовском канале.

Собственно, они и не были туристами в привычном понимании этого слова — отдыхали в одном из ближайших санаториев. В субботний день, когда практически нет лечебных процедур, целыми семьями собрались посмотреть это гидротехническое чудо, о котором были немало наслышаны благодаря хорошей рекламе тура.

Собственно, они и не были туристами в привычном понимании этого слова — отдыхали в одном из ближайших санаториев. В субботний день, когда практически нет лечебных процедур, целыми семьями собрались посмотреть это гидротехническое чудо, о котором были немало наслышаны благодаря хорошей рекламе тура.

Еще бы: построенная в первой четверти XIX века большая водная артерия не только связывала Вислу с Неманом и  Балтийским морем, а была на то время фактически большой “фигой”, и не в кармане, для Пруссии, которая  ввела слишком высокие таможенные пошлины для перевозчиков грузов в балтийские порты. Хозяйственную и социальную судьбу канала, который в разное время лес и товары доставлял, принимал байдарочников и отдыхающих, решили в конце концов войны и изменение государственных границ. Но если с польской стороны канал опять стал действующим и очень популярным с 60-х годов прошлого века, то белорусское его продолжение возродили, считай, совсем недавно.
К шумной команде зарубежных отдыхающих я присоединилась из профессионального любопытства: до сих пор как-то не случилось увидеть возрожденный канал. Нетяжелый переезд в комфортабельном автобусе — и вот мы у шлюза “Домбровка”, и вяло рассказывавшая всю дорогу что-то о канале гид быстро проводит нас не то к большому катеру, не то к небольшому теплоходику под названием “Неман”. Так же быстро грузимся и отчаливаем. Успеваю только заметить, что специальной стоянки для автобусов нет, что на территории всего несколько ларьков...
...Мотор плавсредства ревел так, что сразу стало понятно, почему наша гид осталась на берегу: никакую информацию услышать было бы невозможно. А хотелось, тем более что та же гид по дороге осторожно намекала: с инфраструктурой на возрожденном канале плоховато. Вот и неплохо было бы узнать, что же будет сооружено на берегах канала, которые пока представляют собой довольно унылое зрелище: непроходимые заросли, поваленные деревья, высокие травы, кое-где беседки... Отдыхающих с машинами и лодками довольно много — жара ведь... Тупо смотрим на унылый пейзаж и темную воду, пытаясь настроить свою систему слуха на восприятие несущейся из динамиков теплоходика супергромкой музыки — очевидно, чтобы разбавить рев моторов. Полчаса в одну сторону, разворот недалеко от пограничной деревни — и обратно. Сойдя на берег, судорожно ищем туалет, находим деревянный скворечник без опознавательных знаков... Да, плоховато с инфраструктурой — мягко сказано.  Убогие точки общепита и деревянные навесы для пикников, возможность взять лодки и катамараны напрокат, о которых я прочла позже в Интернете, кликнув материалы на словосочетание “Августовский канал”, — этого ли ждет современный турист, избалованный турциями, египтами, не говоря уже о европах?! А почему не курсирует теплоход от Гродно до границы, спрашивали мы у гида, узнав о введенных пограничных послаблениях, о том, что многие населенные пункты уже лишены статуса пограничных. Да какие-то разборки между ведомствами, был ответ. Теплоходик “Неман” вроде принадлежит мелиоводхозу, его собрат на гродненской пристани — городскому хозяйству...
Назад мы ехали молча: то ли жара, то ли сожаление о потраченном не на пляже чудного санаторского озера времени были тому виною. Лично я обижалась за державу. Мы столько трудимся в нашей стране, так много у нас интересных, красивых и значимых мест! А вот совковость до конца изжить не можем, не умеем довести начатое до конца  — без приказов сверху и строгих кивков госконтроля.
А вам нынешним летом удалось попутешествовать по Беларуси?
Встречаемся по субботам.
Поговорим!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter