За далью — даль, за ширью — Заширье

Шесть фонтанов на три улицы могут быть только в этом полесском поселке

Шесть фонтанов на три улицы могут быть только в этом полесском поселке

Приблизительно в 1830 году шли со стороны Украины по белорусскому тракту трое парней. Статные, высокие, бойкие. Навстречу им — пан верхом на лошади. Поинтересовался у хлопцев, куда те путь держат. «Со своим хозяином судиться идем. Работаем у него на рудниках. Тяжело приходится, а платы никакой не получаем», — отвечают. «Слушайте, хлопцы, я вам помогу, — говорит пан. — Есть тут у меня за болотами земля неплохая. Если хотите, разрабатывайте. Станете моими людьми, и звать вас будут Рудницкие». Украинцы приняли предложение. А Рудницких с тех пор в этих местах не счесть.

Произошла эта встреча там, где сегодня расположен Ельский район. Если точку географического поиска сузить еще больше, то мы попадем в современное Заширье. Это место и облюбовали для себя украинские братья. Кстати, эту историю знает каждый коренной житель небольшой деревеньки в прошлом, а в настоящем — необычного агрогородка. Ее и услышала от местного долгожителя в 1986 году юная Евгения Шадрина, которая из большого российского города приехала в поселок. Именно здесь 40 лет назад за ширью болот — в Заширье — началась мелиорация.

— Осушить болото хотели еще до войны, — рассказывает 77-летний Валентин Глюза. — Здесь было тогда 18 хат. Когда ходил землемер, люди переживали — боялись, что их отселят куда-нибудь. Тот успокаивал: мол, не волнуйтесь, просто осушат болота, завод сахарный построят. Не успели: началась война. Нашу деревню сожгли дотла. Спалили и Старо-Высокое, где сейчас центр сельсовета находится, весь Лельчицкий район, почти весь Ельский. После войны отстроили тех же 18 домов, потом еще пять. К тому моменту, когда с началом мелиорации стали строить «новое» Заширье, в «старом» стояло 25 домов.

Всесоюзная комсомольская стройка началась с дороги: ровненькая, асфальтированная, протяженностью 40 километров, она связала дома «за ширью» с райцентром. Полчаса — и ты в Ельске. Раньше путь этот преодолевали за три часа, еще раньше — день в одну сторону. За три года мелиорации и строительства вокруг деревни осушили 7 тыс. гектаров болот, саму ее отстроили до поселка в несколько десятков двухэтажных домиков. А главную улицу, тот самый тракт, по которому братья-украинцы шли за лучшей долей, переименовали в 50 лет СССР — ее строительство завершилось как раз в юбилейный для страны Советов год. По-другому назвали и прежний совхоз: «Новая жизнь» стала «Коммунистом», который, как предполагалось, поведет поселок и район в светлое будущее.

Большинство нынешних жителей поселка — его строители. Они получили жилье и уже никуда отсюда не уезжали.

— Сначала в конце 1960-х в Заширье приехал муж, — вспоминает 76-летняя Евгения Теслюк. — Он был и каменщиком, и крановщиком. Молодежь тогда жила в вагончиках и наспех сооруженных бараках. Я с тремя детьми приехала, когда построили первую двухэтажку. Как раз было 31 декабря 1970-го. Новый год праздновали очень скромно, за наспех собранным столом, зато в собственной квартире.

Одновременно в поселке строились школа, детский сад, торговый центр, Дом культуры (сегодня — Культурно-спортивный центр, который и возглавляет Евгения Шадрина), больница, аптека, административное здание совхоза. А «Коммунист» действительно набирал обороты. В первые несколько лет работы в совхозе шли почти круглосуточно, люди спали урывками, но зато с задачей постоянного увеличения производства мяса и молока справлялись. О хозяйстве заговорили в районе, области, республике. Работники совхоза получали высокие правительственные награды из Москвы. А под крылом у «Коммуниста» с 1984 года теперь уже за ширью сельхозугодий всегда находился поселок — этакий агрогородок по-советски. Тогда, в начале 80-х, Заширье на всех парах тоже мчалось в будущее. Именно в те годы в поселке было максимальное количество жителей — около 2500 человек. Не поверите: на трех поселковых улицах построили шесть фонтанов. Такое и в городе не часто встретишь. Вспоминает Дмитрий Невмержицкий, первый директор Заширской школы:

— Школа, которую начали строить в 1972 году, была рассчитана на 320 мест, но к тому времени школьников в поселке было 450. Приходилось работать в две смены. К школе пристроили гаражи, мастерские, даже свинарник у нас свой имелся. Были ли похожие школы в районе? Не думаю. Может, она и во всей республике была единственной в своем роде. К нам дважды Машеров приезжал, наведывался и замминистра образования СССР.

Дмитрию Александровичу, который директорствовал 27 лет, сегодня 80, но он по-прежнему главный советчик и экзаменатор в школьных делах. Он рад, что образование в Заширье темпы не сбавляет: в вузы и техникумы сегодня поступает около 50 процентов выпускников заширской школы. Кстати, некоторые бывшие ученики этой школы занимают видные должности в различных сферах. Например, трое выпускников стали районными прокурорами, двое преподают в Мозырском пединституте. Да и преподавательский состав школы на 80 процентов укомплектован из бывших ее учеников.

— Если можно так сказать, мы обеспечиваем преподавателями большинство школ района, — говорит директор школы Мария Лешкевич. — А в нашей работают целые династии учителей. Например, сын Дмитрия Александровича — учитель математики, правда, недавно по некоторым причинам ушел из преподавания. Жена его — учитель физики, внучка — преподает иностранный язык, она только первый год работает после института.

Все бы хорошо, отлично даже, если бы не одно но. С каждым годом жителей в Заширье становится все меньше. Как сказала Евгения Шадрина, население тает на глазах. Сегодня здесь живет около 1200 человек, школьников — 190. А в некоторых деревнях, где еще лет пять назад было по 15—20 жителей, осталось по два-три человека. Поэтому Евгения Александровна и спешит поговорить буквально с каждым пожилым человеком, записать его голос, то, что он слышал от своих предков, то, что видел сам. Одним словом, все то, что скоро станет фольклором.

— Год назад мы были в одной такой деревне, — рассказывает Евгения Шадрина. — Лес так близко подступил к ней, что деревья прорастали прямо в дома. Там жил 73-летний дедушка. Он нам провел такую великолепную экскурсию. Помню, мы у него еще спросили, не страшно ли одному здесь жить. Он говорит: «А чего бояться-то? Это родина моих предков, и сам я всю жизнь здесь провел». А потом мы случайно из новостей узнаем, что того самого дедушку убили. Кто-то из соседней деревни, из-за пенсии...

Чтобы удержать молодежь в Заширье, а значит, и в своем хозяйстве, директор «Коммуниста» Григорий Бобченок беседует лично с каждым школьником. При этом аргументы приводятся самые разные: от собственного жилья и хорошей зарплаты до преданности родине. Сам Григорий Владимирович фанат Заширья. Еще он поэт, и, конечно, большинство его стихов о поселке, обо всем, что с ним связано. Но при этом директор — прирожденный хозяйственник, и «Коммунист» под его руководством не только постоянно развивается сам, но и всевозможную спонсорскую помощь поселку выделяет.

Кроме названия совхоза, уже ставшего брендовым, в поселке сохранился еще один символ безвозвратно ушедшей эпохи — лозунги. Они повсюду, на разные темы, воспитательные и лирические. Их столько, что некоторые жители Заширья, завидев, как их подкрашивают свежей краской или рисуют новые, высказывают свое недовольство. Но таких единицы. Большинству же местных, а приезжим всем без исключения, задумка директора совхоза пришлась по душе. Кстати, он — автор новых лозунгов и аранжировщик уже известных строк. Например, приходит сотрудник мехдвора с утра на работу, а в глаза бросаются крупные буквы: «Хто гарэлку паважае, той зямельку зневажае» или «Труд — дело чести, будь в труде на первом месте». Профилактика пьянства и призыв к трудолюбию в «одном флаконе». Есть и высказывания как повод к размышлению над духовностью и нравственностью: «Зрабi рай на зямлi i чакай яго на небе». На пожарном депо — тоже пища для ума: «Беражонага Бог беражэ». А вот и любовь к родному поселку: «Разумею цяпер, чаму з выраю жураўлi ў Зашыр’е ляцяць».

Высказывания, четверостишия можно увидеть еще на подъезде к Заширью: они выложены прямо на обочинах мелиоративных каналов из белых плит. И все это дело рук хрупкой Лидии Козаченко, которая, в общем-то, работает кладовщиком в совхозе. Но специально под нее в табель о рангах ввели полставки художника-оформителя. И вот уже пять лет подряд поселок побеждает в республиканском конкурсе по благоустройству. Сейчас готовят документы в шестой раз. Не сомневаюсь: возьмут первое место снова. Ведь людей, которые так любят свою родину, еще нужно поискать.

------------------------------------------

 

Александр КОВШУН знает, как превратить корень дерева в сувенир.

 

Жители Заширья не перестают удивляться работам Лидии КОЗАЧЕНКО.

 

«Влюбленные» деревья — символ поселка.

 

Директора Заширской школы: прежний — Дмитрий НЕВМЕРЖИЦКИЙ и нынешний — Мария ЛЕШКЕВИЧ.

 

Учитель истории Геннадий ПЕШКО (третий слева) и учитель физики Нина НЕВМЕРЖИЦКАЯ (сидит) с учениками.

 

Жанна РУДНИЦКАЯ, сотрудник культурно-спортивного центра: «Вот в такие куклы играют в Заширье».

 

Местные детсадовцы подрастают в самых настоящих «тепличных» условиях.

 

Здесь даже автобусные остановки необычные.

 

Последний старый дом.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter