Почему в Беларуси уменьшаются посадки картофеля, от чего зависит конъюнктура цен и поможет ли нам переработка

За честь мундира стоит побороться

√ Почему в Беларуси уменьшаются посадки второго хлеба?

√  От чего зависит конъюнктура цен на картофель?

√  Переработка нам поможет?

√  Конкуренты наступают на пятки?

√  Какой регион в мире лидирует в производстве?

Цена на молодой картофель в столичных магазинах устойчиво держится в пределах двух рублей. Вначале в продаже появился египетский, затем ставропольский, сейчас на торговую авансцену взошел родной белорусский. Фермеры разделяют клубни на фракции и ставят несколько ценников. Сетевые супермаркеты берут на реализацию этот товар охотнее, без особых проволочек, на что ранее жаловались фермеры. Однако в конце июня (согласно данным профсоюзов) белорусский ранний картофель был только в 28 магазинах из проверенных 192. К середине июля поставки возросли.


Картошка уже настолько «наша», что можно подумать, будто она была такой испокон веков. И даже странно вспоминать о том, что ее завезли в Европу из Перу, откуда и пришла на территорию ВКЛ. Поначалу народ даже устраивал картофельные бунты и называл новое растение «чертовым яблоком», но постепенно привык к нему и полюбил, говоря: «Картошка — хлебу присошка». Да так «присохла», что теперь наряду с душистой буханкой сопровождает нас каждый день и не приедается.

Кстати, интересна история бульбы, «гульбы» — именно так издревле называли клубень в ВКЛ. Посевной материал привез в 1664 году Франтишек Стефан Сапега из Голландии (удивительно, но факт: многие сорта и сейчас имеют нидерландское происхождение). В имениях Сапегов по всей территории Речи Посполитой активно возделывали новую культуру. Продукт поставляли к столу знатных вельмож и городских жителей Варшавы, Гродно, Вильно. В Российской империи жителей новых литовских губерний стали в армии называть бульбашами. Новобранцы, бывшие крестьяне, тосковали о привычной еде и спрашивали: «А дзе бульба?»

Беларусь со средней урожайностью под триста центнеров отстает от США, Германии, где собирают с гектара около пятисот, а по площади возделывания от Китая с его почти 6 миллионами гектаров и других крупных игроков на рынке. Зато наша республика занимает первое место в мире по потреблению на душу населения — 178,3 килограмма в год (в среднем во всех странах 33,5 килограмма).


Ежегодно в сельхозорганизациях и КФХ Беларуси производят около миллиона тонн второго хлеба (в 2022-м — 1079,9 тысячи тонн — 123 процента к уровню 2021-го), в хозяйствах населения — в среднем около 3 миллионов.

Нынче поля под вторым хлебом по площади в сельхозорганизациях остались примерно на прежнем уровне — 24 тысячи гектаров. В структуре посадок сорта белорусской селекции занимают 70 процентов.

Несмотря на то что белорусы с давних времен именуются бульбашами, а в советское время наша республика по всему СССР развозила (считай, экспортировала) до миллиона тонн картофеля, плантации его сужаются.

Хозяйства отказываются от возделывания из-за головной боли со сбытом. Только месяц назад продали урожай-2022 в копыльском ОАО «Старица-Агро». Прошедшая зима оказалась мертвым сезоном в торговле: лишь в марте отправили партию в Азербайджан, немного сумели продать на внутреннем рынке. По этой причине в 2023-м посадили лишь 50 гектаров вместо прежних 300.

Сложности со сбытом испытывали и в ОАО «Кушлики» Полоцкого района, давно специализирующемся на картофеле.

— Реализация шла тяжело, — констатирует главный агроном Людмила Лисицына, которая в 2007-м признана лучшим по профессии в республике.  — В основном на внутренний рынок: обеспечивали свои магазины, возили на «Беларуськалий». Но и в Солигорск необходимо было звонить, чтобы отправить машину, а в прежние годы ехали без предварительных согласований. Выращиваем сорта, которые пользуются большим спросом у покупателей: «першацвет», «палац» и «галу». Последний не травмируется, хорошо хранится, ему отдают предпочтение оптовые покупатели, а значит, и мы.

Все чаще картофель становится низкомаржинальным продуктом. Пять фунгицидных обработок, требующихся от разных напастей на растение, «съедают» цену в 40 копеек на раз. Две трети белорусских производителей картофеля, кто серьезно им занимался, получили убыток.

Не сориентировались по конъюнктуре в начале этого года и российские фермеры, решившие попридержать овощ в хранилищах до лучших времен: цены в первых числах февраля в оптовом секторе упали на 37,3 процента — до 17,2 рубля за килограмм. Аграрии, напротив, ожидали роста стоимости. Ретейлеры объясняли проседание цены повышенным предложением, но сами себя не обделяли. При продаже из хозяйства в сезон уборки картофеля по цене 10—12 рублей за килограмм в федеральных сетях он реализовывался зимой в среднем по 35 рублей, несмотря на изобилие урожая: валовой сбор в прошлом году увеличен на 4,3 процента — до 18,7 миллиона тонн.


— В Российской Федерации, — комментирует генеральный директор НПЦ НАН Беларуси по картофелеводству и овощеводству Вадим Маханько,  вообще не востребовано 30 процентов выращенного урожая картофеля.

Сетевые магазины в Санкт-Петербурге продают молодой урожай от 40 до 59 рублей за килограмм, то бишь от 1,33 до 2 белорусских рублей (при курсе 30:1). Картофель прошлого года обойдется примерно в 20—30 российских рублей (меньше одного белорусского). А на Сенном рынке даже свежий столько стоит. Ретейл Самары (город-миллионник в регионе практически не выращивает картофель) реализует молодой, из южных регионов страны, от 38 до 49 российских рублей, или от 1,33 до 1,66 белорусского. Рынок в Самарской области, продукция частников: местную крупную скороспелку отдадут за 80 рублей (2,66 белорусского рубля), мелкую — за 60 (2).

Пришло время, как и во всем мире, узкой специализации: подчинять посадки определенной цели. Так, КФХ «Сула» в Столбцовском районе занимается семенным картофелем, а отпочковавшееся от него ООО «Сула Плюс» — переработкой и производством сухих хлопьев, сортировкой, мойкой и фасовкой клубней.

Евгений Прокопец, специалист отдела снабжения «Сула Плюс», уверен, что найти сбыт белорусскому традиционному продукту всегда возможно:

— Главное, хорошее качество и приемлемая цена. Мы закупаем достаточно большой объем сырья: переработка составляет 50—60 тысяч тонн. Но кто-то передерживает товар с мыслью о том, что продаст дороже, а на выходе может получиться наоборот. Надо понимать, когда и почем реализовать. Пока цена на этот год рынком не сформирована, может, и сложилась в голове, но все будет зависеть от предложений и количества поставщиков.


Статистика утверждает: менее 50 процентов картофеля, выращиваемого в мире, потребляется в свежем виде. Из остального производят пищевые продукты, ингредиенты, крахмал для промышленности.
Один из мировых трендов — увеличение спроса со стороны перерабатывающей промышленности. В Беларуси также есть такая тенденция. Хорошо вписался в нее Толочинский консервный завод, запустив линию по производству картофеля фри — первую и единственную в стране. 
Да так успешно развернулся на рынке, что 90 процентов продукции закупают российские клиенты: из-за санкций прекратились его поставки от западных партнеров в РФ, поэтому она готова забрать все производимое. Часть хрустящих палочек уезжает в Казахстан и Кыргызстан.

Для фри нужны специальные сорта. Требования к сырью особые: низкое содержание редуцирующих сахаров (это позволяет ему не пригорать), определенная жесткость ребер, которая держит форму соломки. Белорусские сорта идеально подходят для полуфабриката дольками.

На толочинских полях выращивают около 50 тысяч тонн картофеля разных сортов. Примерно 30 процентов урожая идет на семена, около 50 — на продажу: 40 процентов экспортируется, 10 — поставляется на внутренний рынок. На производство замороженного полуфабриката в год пока готовы направлять приблизительно 10 тысяч тонн. С учетом выбраковки из них получают около 5—6 тысяч тонн готовой продукции.

Но на российском рынке у производителей из Толочина есть мощный конкурент в Липецкой области. Завод по производству картофеля фри «Лэм Уэстон Белая Дача» (сейчас «Ви Фрай») — один из самых масштабных российских проектов в области плодоовощной переработки. Предприятие не просто наладило выпуск продукта, который ранее в стране практически не производился, но и сделало это с большим размахом: плановая мощность первой линии завода — 100 тысяч тонн готовой продукции. Компания сразу определила перед собой цель закрыть потребность в картофеле фри всего рынка РФ и вести экспортные поставки. И она достигнута, невзирая на многие препятствия. Выпускает около 120 тысяч тонн продукции в год, а требуется 200 тысяч тонн. Для полного покрытия необходима вторая линия. С ее запуском завод будет перерабатывать приблизительно полмиллиона тонн сырья и выпускать 250 тысяч тонн продукции, часть из которой пойдет на экспорт в страны СНГ.

— И это не единственный конкурент, — утверждает Вадим Маханько. — Возможно, на рынке переработки станет теснее.  


К примеру, уже разработан уникальный метод извлечения белка из картофельного сока. Инновации внедрены и используются на заводе по производству крахмала в Дании.

В каком направлении развивается селекция?
— Мы должны думать о том, что будет востребовано через десятилетие, — говорит Вадим Маханько. — Невозможно за год, два, три перенаправить селекцию, на сорт уходит 12 лет. Если ошибемся, то вся работа насмарку. Стараемся задействовать как можно больше направлений. В первую очередь создавать сорта, подходящие для различных видов переработки, устойчивые к болезням. Если Европа и Америка занимаются только промышленным картофелеводством, то мы никогда не забываем, что основной производитель картофеля в Беларуси — граждане республики.
К сожалению, ни у нас, ни в России полный набор препаратов против его болезней не производят, завозить импортное стало еще дороже.

Рынок картофеля разделен по географическому признаку на Северную Америку, Европу, Азиатско-Тихоокеанский регион, Южную Америку и Африку. Прогнозируется, что среднегодовой темп роста будет 3,5 процента с 2022 по 2027 год.

По данным ФАО, мировое производство картофеля в 2022-м сократилось на 6 процентов — до 354,3 миллиона тонн из-за уменьшения площадей и неблагоприятных погодных условий. В 2021-м получено рекордное его количество — 376,1 миллиона тонн.

Площади, отведенные под выращивание культуры, увеличились на 7,4 процента — до 18 миллионов гектаров. Самый высокий уровень за последние десять лет (Беларусь на всемирной карте заметна разве что под микроскопом).

Наибольший рост зафиксирован в Азии, где площадь выросла на 15 процентов — до 10,3 миллиона гектаров. В Европе, наоборот, сократилась на 3,5 процента — до 4,3 миллиона гектаров. Урожайность упала во всех основных регионах-производителях, кроме Океании.

На Азию приходится более половины мирового объема картофеля, причем производство увеличилось до 197,5 миллиона тонн. Китай вырастил 94,4; Индия — 54,2 миллиона тонн. А Европа — 102,5 миллиона тонн, или на 3,8 процента меньше, чем годом ранее.

Картофель, он и в Африке картофель: на этом континенте производят 28 миллионов тонн. В Нигерии, где полагаются на продукт как на жизненно важный и где пандемия серьезно нарушила импорт семян из Европы, вывели четыре высокоурожайных сорта, устойчивых к болезням и жаре. Они очень питательны, имеют отличный вкус и многоцелевое использование, удовлетворяя предпочтения местных жителей и различных сегментов рынка.

Третья по значимости продовольственная культура после риса и пшеницы ценится за легкость в хранении, высокую урожайность и питательные качества. Рост ее посевных площадей быстро опередил плантации других культур в развивающихся странах. Это фундаментальный элемент продбезопасности для миллионов людей в Южной Америке, Африке и Азии, включая Центральную Азию. Картофель едят свыше миллиарда человек во всем мире.

Существует более 4 тысяч съедобных сортов, главным образом произрастающих в Андах Южной Америки. Есть также свыше 180 видов дикого картофеля, хотя они слишком горькие. Их важное биоразнообразие включает естественную устойчивость к вредителям, болезням и климатическим условиям.

Согласно данным о продовольствии и сельском хозяйстве (FAOSTAT), такие страны, как Китай, Индия, Россия, США и Германия, — основные производители второго хлеба, а Франция, Германия, Китай, Нидерланды, Канада и США — важнейшие экспортеры.

Как видим, любителей картофеля все больше, но за честь его мундира нам, бульбашам по истории, надо побороться.

klimovich@sb.by

Фото из архива «СБ». Инфографики Ольги ПАК.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter