За брэнд надо платить. Особенно за княжеский

Ворчания деда Адама
Читатель, очевидно, уже исходя из заглавия, понял, что речь пойдет о популярных в Беларуси брэндах «Радзивилловский» и «Радзивилл». Другие магнатские роды, скажем, Сапегов, Друцких, Тышкевичей, тоже достойные памяти, не пользуются такой «востребованностью» в торгово–производственных кругах. А здесь — пожалуйста: популярный торговый центр «Радзивилловский» в Минске, столичные хлеб «Радзивилловский» и шампанское (брют) «Радзивилл». Существовали (или существуют?) одноименные ломбард и пиво. А в деревне Веселово Борисовского района выпускают «вiно пладовае мацаванае (?) моцнае (?!) Радзiвiлаўскае», доказательством чего служит прилагаемая этикетка.

Хотя род Радзивиллов имеет литовские этнические корни, хотя различные их ветви сделали много полезного для Польши, Пруссии и Саксонии, но, бывая в Литве, Польше и Германии, ничего подобного я не видел. Да оно и понятно: только несвижские Радзивиллы стали некоронованными королями в Великом княжестве Литовском, превратили свои обширные владения в своеобразное государство в государстве, мощное в экономическом, политическом и военном отношениях, богатое культурными традициями. Даже коронованные короли, скажем, Станислав Август Понятовский, вынужденно посещая Несвиж, явственно ощущали комплекс неполноценности. Отсюда и распространенное стремление использовать радзивилловский брэнд как символ популярности и, наверное, надежности.

Но... за брэнд во всем цивилизованном мире принято платить! И здесь читатель закономерно задаст мне вопрос: кому, каким Радзивиллам? Живущему в Варшаве нынешнему несвижскому ординату Мартину Радзивиллу, которому в соответствии с писаными и неписаными законами о майорате (дабы не дробить владения, все они после смерти предыдущего ордината передавались старшему мужчине, а теперь старшему сыну в роде) номинально (формально) перешло наследство? Однако... он сам этого не желает, предпочитает (хотя живет скромно), чтобы эта плата (если она будет) направлялась на иные хорошие дела, на пользу Несвижу.

И здесь уместно будет сказать несколько добрых слов о предпоследнем ординате Несвижа покойном Антонии Радзивилле, жившем в Англии и работавшем во всемирно известной фирме «Шелл». Он приезжал с женой и сыновьями в Несвиж, присутствовал на одной из научных конференций, оказывал помощь в создании и распространении соответствующего имиджа города, видя его как крупный культурно–туристический центр, хотел помочь в образовании вокруг города сети бензозаправочных станций. И когда в середине 1990–х годов по инициативе Белорусского фонда культуры создавался общественный фонд «Несвиж», Антоний Радзивилл с благодарностью принял предложение оргкомитета стать почетным председателем этого объединения, призванного содействовать государству в реставрации замка, возрождении и продолжении лучших несвижских традиций.

Умирая, Антоний Радзивилл завещал, чтобы его прах был похоронен в крипте (фамильном подземелье) Несвижского Фарного костела. Эта воля была исполнена. На богослужении присутствовала семья покойного, представители властей, дипломаты, деятели культуры. Тогда же старший из сыновей Мартин сказал, что он будет следовать заветам отца, в том числе и по отношению к Несвижу.

И вот когда переехавший в Варшаву Мартин Радзивилл узнал из Лондона, что в Минске возник торговый центр «Радзивилловский» и одноименный ресторан в нем, очередной ординат был несколько озадачен, ведь в его роду никто вроде бы торговлей не занимался. Но тревожило его другое: а каков там будет уровень обслуживания, какова кухня? Положительно отнесся он к хлебу «Радзивилловский», который ему кто–то привез. Зато весть о плодовом вине из Борисовского района его скорее опечалила: в данном случае брэнд не делает чести магнатскому роду, такое вино в Несвижском замке не подавали бы. В целом же, сообщил он мне в марте 2005 года, на материальную компенсацию за брэнды он лично не претендует, тем более что брэнд не зарегистрирован ни в Беларуси, ни в Польше. Моральная же компенсация непременно должна быть, но направленная на добрые дела в Несвиже. Какие? Да хотя бы на создание сайта «Несвиж, Радзивиллы», издание соответствующей литературы. А то в печати разных стран много статей о реставрации Несвижского замка, других интересных делах, есть и дискуссионные материалы. Собирать бы это все вместе, в одну виртуальную корзинку да распространять по миру...

Получив письма из Варшавы, я написал соответствующее послание в Несвиж, заместителю председателя райисполкома Василию Грищенко, но ответа от него так и не получил. Куда более заинтересованно отнесся к этой теме преданный Несвижу Владимир Дражин, тогдашний вице–премьер. Он предложил мне изложить свои мысли, встретиться. Но тут последовало его назначение послом в Литву. А вопросы остались. Прежде всего меня волнует (голосовал ведь на учредительном собрании) неопределенность с фондом «Несвиж»: вроде бы он и перерегистрирован и вроде бы его нет (из–за отсутствия благодетелей–инвесторов). Во всяком случае, в деятельности фонд в последнее время не замечен.

Поэтому, прежде чем начать писать эти «ворчания», решил я все–таки позвонить пользователям брэнда, потенциальным инвесторам фонда. Попытки поговорить с производителями алкогольных напитков были встречены в штыки:

— А чем вы докажете, что мы имели в виду несвижских Радзивиллов? Может, мы хотели обессмертить Радзивиллов минских? Разве мало их тут разных ходит?

Куда более конструктивно прошел разговор с директором торгового центра «Радзивилловский» Александром Столярским. Кстати, центр высоко держит планку, занесен на Республиканскую доску Почета, снискал добрую славу в печати.

— Что ж, — сказал Александр Викторович, — у нас, в ресторане «Радзивилловский», символично было бы питаться зарубежным туристам, следующим в Несвиж и Мир. Ведь чаще всего их маршрут начинается и заканчивается в Минске...

— И сделать этот маршрут кольцевым, включив в него другие места, связанные с Радзивиллами. Например, Слуцк, Клецк, Кухтичи, Свержень, Налибоки.

— Может быть. А насчет сайта — это интересно. Для рекламы его могли бы использовать все носители брэнда, если их как–то объединить. Что же касается нас, то мы центр государственный. Посчитают в Мингорисполкоме дело стоящим — могут делаться отчисления с прибыли. Но только кому? Кстати, это именно в горисполкоме нам посоветовали взять название «Радзивилловский».

И, очевидно, давая такой совет, не ошиблись. Радзивиллы, конечно, разные были. Среди них — и жестокий Героним, и авантюрный Кароль Пане Коханку. Но большинство — рачительные хозяева, строители, собиратели музейных и библиотечных ценностей, издатели, меценаты, путешественники, композиторы, писатели. Некоторые из них, как Магдалена Радзивилл из Кухтичей, были одержимы белорусской идеей, давали деньги на развитие культуры и даже пытались бороться за суверенность «тутэйшых» земель. Наконец, оставили нам Несвиж, замок. И поэтому заслуживают доброй памяти. В том числе и держателей обязывающих брэндов.

Если же сайт будет (кстати, по моему мнению, его создание мог бы взять на себя, сплотив вокруг остальных «брэндоносителей», и сам торговый центр), отдаю его организаторам в безвозмездное распоряжение две толстые папки материалов из белорусской и зарубежной печати, на которых написано: «Несвиж» и «Радзивиллы».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter