За баллом балл

Что ждать от вступительной кампании–2009?

Что ждать от вступительной кампании–2009?


Образование живет в ритме нон–стоп. Не успели вчерашние абитуриенты прийти в себя после летней вступительной кампании, как пришла пора сесть за учебники — на носу первая сессия. Только улеглись страсти в приемных комиссиях, а их сотрудники уже думают о работе в следующую «приемку»: ведь абитуриентов из–за увеличения количества выпускников школ станет больше. Вчера в Министерстве образования говорили о вступительной кампании этого года и строили планы на будущее...


Вначале об итогах. В 2008–м, как известно, абитуриенты поступали по новым правилам приема. Все нововведения, по мнению специалистов, попали в точку. Скажем, ввели профессионально–психологическое собеседование. Сколько было пересудов, что новое испытание закроет дорогу в вузы талантливым ребятам. В итоге статистика такова: зарегистрировались на собеседование 14.000 человек, 10% из них на беседу не явились. Не получили рекомендации лишь 140 абитуриентов.


Что еще? Продлили сроки подачи документов для иностранцев — и студентов из–за рубежа стало вдвое больше, чем в 2007–м. Упорядочили льготы — и количество абитуриентов, зачисленных вне конкурса, уменьшилось наполовину. А значит, конкуренция стала более справедливой.


Но не обошлось без проблем. Некоторые вузы так и не смогли заполнить бюджетные места. В чем причина недобора? Зазывали только на престижные специальности, не думая об остальных. Из этой проблемы, к слову, вытекает и другая. Стремясь заработать, некоторые вузы непомерно раздували платный набор. В одном из витебских учебных заведений на «Правоведение» поступили 20 «бюджетников» и аж 207 «платников». Зачем их столько, как их качественно выучить? В следующем году таких перекосов постараются не допустить.


Средний конкурс на бюджет составил 2,1 человека на место. Но эта цифра практически ни о чем не говорит. Ведь, скажем, в БГУИРе на «Информатику» конкурс был и вовсе меньше двух, а проходной балл зашкалил за 300. На проходной балл и нужно ориентироваться будущим абитуриентам, подсчитывая свои шансы.


Из–за увеличения количества выпускников в 2009–м вырастет план приема на бюджетную форму. В первую очередь — на «дефицитные» специальности: строительные, инженерно–технические, информационно–коммуникационные, сельскохозяйственные, медицинские, ядерную энергетику. С конкретными цифрами специалисты определятся до 1 февраля, а весной доведут их до вузов.


Увеличится до 30% и целевой набор на специальности с/х профиля. Гораздо больше абитуриентов будут набирать в ПТУ и ссузы.


Сейчас рассматривается вопрос об отмене нижней границы баллов на ЦТ. Окончательное решение пока не принято. Но, вполне возможно, уже в следующем году забрать сертификат будет можно, даже если получил по тесту всего один балл. Смысл в том, что поступают абитуриенты не только в вузы (с таким мизером туда все равно не пробиться), но и в ссузы, где шанс есть.


В стадии проработки — идея проводить ЦТ для выпускников базовой школы при поступлении в ссузы и ПТУ. Психологи и методисты проанализируют, уместно ли подвергать таким испытаниям девятиклассников. Вопрос, конечно, довольно спорный...


И еще о тестах. Дальше упрощать задания пока не собираются, иначе «такая форма испытания потеряет всякий смысл».


В следующем году полноценно заработает автоматизированная система регистрации абитуриентов на ЦТ. Но это лишь первый шаг в мир тотального «онлайна». В недалеком будущем весь процесс поступления станет компьютеризированным. То есть подать документы в вуз вы тоже сможете дистанционно, не приходя в приемную комиссию с сертификатами, не толпясь в очередях. Думается, и абитуриенты, и их родители такой возможности будут только рады.


КОМПЕТЕНТНО


Александр Радьков, министр образования:


— Считаю, нынешние правила приема абитуриенты и их родители приняли и признали. Но нам есть над чем подумать. Пожалуй, в вузах стало слишком много специализаций. Зачем набирать по 10 — 15 человек, читать им отдельно лекции? Не проще ли поначалу давать всем базовые знания, а уже после 2–го или даже 3–го курса вводить специализации? Или, к примеру, такой вопрос. Провели исследования и выяснили, что результаты контрольных работ первокурсников не соответствуют их школьному аттестату. А нужно ли тогда учитывать балл аттестата при поступлении? Или ситуация с олимпиадниками. Есть ощущение, что для некоторых участие в олимпиадах становится лазейкой. Что касается централизованного тестирования, то его результаты не должны значительно отличаться от итогов репетиционного, как нередко происходит сейчас. Над этим и другими вопросами будем усиленно работать.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter