2 августа - Ильин день

«З Iллi з вадой прашчаюцца»

Календарь и традиции
Предстоящая неделя выпадает на стык июля и августа и включает Ильин день — 2 августа. Прежде считалось, что с этого момента начинается похолодание, потому вступал в силу запрет на купание в реках и озерах: «Да Iллi купаюцца, а з Iллi з вадой прашчаюцца». И действительно, вода, особенно ночью, уже заметно остывает, кажется, что холод идет откуда–то снизу, из родников, питающих водоем. Но запрет запретом, а ребятню из реки или озера все равно не вытащить и силой.

Само по себе купание, обмывание, умывание выступало обязательным элементом многих традиционных народных обрядов, связанных с переходом от чего–то старого, прежнего к новому. Суть ритуального купания исходит из амбивалентности, противоречивости воды — одной из главных стихий, источника жизни и средства не только простого, но и сакрального очищения. Но в то же время вода олицетворяет грань перехода из одного мира в другой, она может быть милостивой, ласкающей и может приобретать неимоверную, неуправляемую силу, превращаясь в большую беду и хаос. В семейной обрядности именно через процесс купания осуществляется «смывание» прежнего состояния перед перемещением в новое: новорожденного обмывают водой и тем самым как бы принимают в этом мире, одновременно произносятся особые ему пожелания. При таких купаниях вода сочетается с другими символическими предметами: монетами, зерном (на достаток и богатство), купальскими травами (на здоровье), подлитое в воду пиво и молоко — для красоты в будущем. В зависимости от пола ребенка с водой, оставшейся после купания, поступали по–разному: после девочки воду выплескивали за порог — чтобы, когда придет время, не засиделась в девках и вышла замуж; после мальчика — выливали под печку, чтобы в дальнейшем стал «добрым гаспадаром». Верили также, что вода «забирает» детские болезни и уносит их туда, где «людзi не ходзяць, птушкi не лятаюць, звяры не бегаюць». Когда ребенок плохо спал и капризничал, особенно по ночам, в воду добавляли «чацвярговую» соль, солому, осот и т.д. — в зависимости от региональных традиций. Можно вспомнить также обрядовое купание невесты перед вступлением в новый статус «замужнiцы», «качанне» девушек по обильной росе в Купальскую ночь, что обещало им скорый сон о своей будущей доле. Ушедшего в мир иной тоже обмывают перед самой дальней дорогой, при этом вода выливается в места, куда не проникает солнце, где не ходят люди и домашние животные.

Семантика перехода от старого к новому прослеживается в обязательных купаниях перед важными календарными праздниками — Колядами, Пасхой, днем святого Юрия, Купальем. Но в некоторых регионах, наоборот, существовали запреты на купание в определенные дни — перед Троицей, Петровым днем, перед «Николаем». Купание во время так называемой «квадры» — в 12 дня или ночи — считалось опасным: купальщик рисковал стать жертвой «вадзянiка». Считалось недопустимым купание в собственной бане после полуночи, что могло разозлить «лазнiка» и в результате привести к болезни и даже смерти. В некоторых регионах старались не купаться после захода солнца. Иногда в воду после первого же потепления бросали корочку хлеба и внимательно следили за ней: если она тонула или съедалась рыбами, значит, купания в новом сезоне в природных водоемах представляют опасность. Чаще всего главным «дазволам» на купание считали время распускания дуба, выпускающего свои клейкие листочки позже всех — когда воздух, земля, а значит, и вода, уже достаточно прогреты. В хозяйственных обрядах весной перед первым выходом в поле «гаспадар» обязательно мылся в бане и надевал «белую кашулю» — чтобы всходы росли чистыми и на поле не поселялись сорняки.


Советская Белоруссия №139 (24522). Пятница 25 июля 2014 года
Фото Голесника Сергея
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter