Юрию Коптуру доверили лучшую в стране печатную машину

Трудно представить реакцию первопечатника Франциска Скорины, пе- реместись он из шестнадцатого в двадцать первый век. От одних терминов современной полиграфии у него кругом пошла бы голова: гуммирование, ламинирование, сканирование… А что говорить о технике! Сейчас уже не только на бумаге можно печатать – на всем, что угодно: на картоне, пленке, целлофане, пластике и даже ткани. На одной из таких «навороченных» машин и работает печатник Юрий Коптур, с которым корреспондент «НГ» встретилась накануне Дня белорусской письменности.


Несмотря на молодость, у Юры уже более десяти лет стажа работы в издательстве “Белорусский Дом печати”. Пришел сюда совсем юнцом — сразу после окончания Минского высшего полиграфического училища. К слову, поступил туда по настоянию бабушки: дед у Юры всю жизнь был связан с полиграфией. А сейчас в Доме печати работают отец Юры и тетя, которой исполнилось уже 75. Начинал Коптур с помощника печатника на стареньком станке. А сейчас уже сам печатает — да не на лишь бы чем. Два месяца назад Юре доверили новенькую итальянскую машину флексографской печати.

— Аналога этой машины нет ни в одной постсоветской стране, — рассказывает о новинке Юрий Коптур. — Машина многофункциональная, десятикрасочная, способная печатать на бумаге, картоне, пленке — на любых материалах. Кроме того, возможно наносить холодное и горячее тиснение, ламинацию, высечки...
Да, ушли те времена, когда с помощью выпуклых литер набирали строки и с помощью пресса оттискивали их на бумаге. Но наверняка на такой дорогущей технике и ответственность большая?

— Ответственность есть, когда работаешь на любой печатной машине, — говорит Юра. — У нас госпредприятие. Мы и бюллетени печатаем, и портреты государственных лиц. Но если что не так, спросят одинаково строго и за блокнот, и за госзаказ.

Конечно, прежде чем стать к новой машине, пришлось немного поучиться. Перед установкой оборудования Юра на пять дней ездил в Италию.

— Флексографская печать сама по себе не сложная, — рассказывает печатник. — Но это очень усовершенствованная машина. Пульт, пять компьютеров... Даже опытный работник без определенной подготовки не будет знать, что где включать.

К слову, совершенствуется Юра постоянно. Ведь, случись что, поставить могут за любой станок. Заболел, например, печатник, выпускающий газеты, — ты за него. Читатели ведь ждать не будут.

— Помню, был случай перед Новым годом, — улыбается Юра. — На работе намечался корпоратив. Я работал во вторую смену. День был сокращенный, и я как раз успевал, закончив работу к семи, пойти со всеми отдохнуть, потанцевать, тем более что на “огонек” собиралось полтипографии, человек двести. Но приходит руководство: “Юра, срочная работа. Позарез надо”. И пришлось работать до пяти утра, пока остальные праздновали.

Не часто у печатника получается свободно вздохнуть на рабочем месте. Особенно если это хороший печатник.

— Признаться, некогда даже полистать книги, которые выпускаем. Напечатал — и  отдал в переплетный цех. У нас же сдельная оплата. Сидел бы на окладе, может, и листал бы, — улыбается Коптур. — А вообще я стараюсь не отходить от машины — вдруг что-то пойдет не так.

Но брак, надо сказать, случается у всех, даже у очень опытных печатников. Мало просто внести в компьютер определенные параметры. Надо знать машину вдоль и поперек.

— Когда первый раз видишь перед собой станок, удивляешься, как все это получается. Но со временем вникаешь, и все кажется очень естественным. Даже запах свежей краски, от которого поначалу получал удовольствие. Признаться, уже давно прошла эйфория, которую ощущал, только устроившись в Дом печати. Сейчас просто стараюcь качественно работать. И совершенствоваться, стремясь вверх.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter