Юрий Яковлев: «Я просто артист, который хорошо делает свою работу»

ПРЕЗИДЕНТ Беларуси Александр Лукашенко поздравил народного артиста СССР Юрия ЯКОВЛЕВА с 85-летием, сообщили БЕЛТА в пресс-службе белорусского лидера. «На белорусской земле Вы пользуетесь заслуженным признанием и огромной любовью. Пусть и в дальнейшем Ваше творчество радует многочисленных поклонников, способствует укреплению культурных отношений между нашими народами», — говорится в поздравлении. Юрия Васильевича знает на постсоветском пространстве и стар и млад. Фильмы с его участием — это классика кинематографа, которой до сих пор засматривается не одно поколение зрителей. В его послужном списке свыше 130 ролей, около половины из них — театральные. Работу он не оставляет и сейчас, до сих пор выходя на подмостки любимого Вахтанговского театра.

Любимому миллионами актеру — 85!

ПРЕЗИДЕНТ Беларуси Александр Лукашенко поздравил народного артиста СССР Юрия ЯКОВЛЕВА с 85-летием, сообщили БЕЛТА в пресс-службе белорусского лидера. «На белорусской земле Вы пользуетесь заслуженным признанием и огромной любовью. Пусть и в дальнейшем Ваше творчество радует многочисленных поклонников, способствует укреплению культурных отношений между нашими народами», — говорится в поздравлении. Юрия Васильевича знает на постсоветском пространстве и стар и млад. Фильмы с его участием — это классика кинематографа, которой до сих пор засматривается не одно поколение зрителей. В его послужном списке свыше 130 ролей, около половины из них — театральные. Работу он не оставляет и сейчас, до сих пор выходя на подмостки любимого Вахтанговского театра.

Родному театру на Арбате Юрий Яковлев верен всю жизнь. Он пришел сюда еще в 1952 году, сразу после окончания Щукинского училища, и остался навсегда. Одной из первых его работ стала роль Заморского Принца в спектакле «Горя бояться — счастья не видать», и о молодом актере заговорила вся театральная Москва. С тех пор на счету Яковлева уже около 60 ролей в театре, свыше 50 — в кино и еще 20 — на телевидении. И каких ролей!

«Я не люблю этих эпитетов — «великий», «гениальный». Я просто артист, который хорошо делает свою работу», — говорит Юрий Васильевич.

Удивительный он все-таки актер. Страна знает и любит его, прежде всего, конечно, за комедийные образы из фильмов «Иван Васильевич меняет профессию», «Гусарская баллада» и «Ирония судьбы, или С легким паром». Кинокритики и старожилы отдают дань за роли князя Мышкина в фильме Ивана Пырьева «Идиот» и Стивы Облонского в «Анне Карениной». В общем, Яковлев — актер востребованный и обласканный народом и профессионалами. И разве можно поверить, что и ВГИК, и Щукинское училище не хотели давать путевку в жизнь прирожденному таланту. Тут, как в том известном высказывании: гений лишь отчасти состоит из таланта, но в большей степени из трудолюбия.

Бархатный голос, обаятельная улыбка... Юрий Васильевич в любой роли герой. И неважно, главная она или эпизодическая. Его Ипполит Георгиевич каждый год поднимает нам настроение в конце декабря, а Иван Васильевич Бунша вообще вне конкуренции. По данным многих интернет-опросов, самая крылатая фраза в отечественном кино — реплика Яковлева в фильме «Иван Васильевич меняет профессию»: «Требую продолжения банкета!» Каждый совершеннолетний житель постсоветского пространства хоть разок, но использовал ее в разговоре. А знаменитое из «Иронии судьбы»: «Какая гадость эта ваша заливная рыба!» — экспромт, придуманный Яковлевым на ходу, исправно цитирует не одно поколение.

«В Ипполита я «влез» совершенно случайно, — говорит актер, — почти так же неожиданно, как в фильме встал под душ. На эту роль был утвержден Олег Басилашвили, но по ряду причин он не смог сниматься, и я заменил его, что называется, в пожарном порядке».

Впрочем, неожиданностей, к тому же не всегда приятных, в жизни Яковлева случалось немало. К примеру, еще мальчиком он не прошел пробу на фильм «Тимур и его команда». Потом, уже будучи юношей, провалился на приемных экзаменах во ВГИК — по причине «некиногеничности». И даже когда поступил в Щукинское училище, преподаватели не подарили ему лучезарных надежд на «звездное» будущее, сообщив, что не видят в нем особого дарования. И, как бы подтверждая «диагноз» театральных профессоров, на первом курсе Яковлев заработал «двойку» по актерскому мастерству, которую на следующий год выправил на «тройку». А в итоге получил «красный» диплом, с которым более 60 лет назад и пришел в вахтанговскую труппу, где служит по сей день, вызывая неизменную любовь зрителей и коллег.

Сложно поверить, что Яковлеву 85 лет. Хотя в последнее время, по признанию самого актера, он переключился с творчества на домашнее житье-бытье.

От ролей в кино актер стал отказываться и сделал исключение лишь для Тимура Бекмамбетова в 2007 году, когда снялся в продолжении «Иронии судьбы». Рассказывают, что Юрий Васильевич сначала отказался наотрез, отметив, что это законченная история, и все в ней сказано. Уговаривали всей съемочной группой…

Совершенно не хочется говорить о художественных достоинствах или недостатках этой картины, но в любом случае даже на постаревшего Ипполита смотреть очень приятно, остается лишь легкая грусть по ушедшему времени...

Невозможно представить себе советское кино без Яковлева. Его актерская уникальность в том, что ему подвластно любое амплуа — в любых заданных обстоятельствах он меняется сообразно и неузнаваемо. Не стоит забывать, что Юрий Васильевич выступил в роли закадрового рассказчика в таких легендарных фильмах, как «Берегись автомобиля» и «Старики-разбойники». Пересмотрите эти фильмы еще раз, покажите их своим детям, если еще не сделали этого. Лучший подарок на юбилей любимого артиста — новые преданные зрители.

За долгую жизнь в искусстве Юрий Яковлев собрал огромное количество наград: лауреат госпремий РСФСР, СССР и России, кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, отмечен премиями «Хрустальная Турандот», «Кумир», Международной премией Станиславского, награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II и III степеней, премией президента РФ в области литературы и искусства.

Между тем Яковлев не думает почивать на лаврах и по-прежнему находится в строю. Правда, сейчас он занят только в одном спектакле — в «Пристани», где играет сцену из бунинских «Темных аллей». И делает это с искренним удовольствием, что в очередной раз доказал вчера в свой юбилей.

Материал подготовлен по интернет-ресурсам

ИЗ ИНТЕРВЬЮ С ЮРИЕМ ЯКОВЛЕВЫМ

С кем из кинорежиссеров вам было комфортно? Какие съемки чаще вспоминаются?

— Вспоминаю работу с Леонидом Гайдаем, Георгием Данелией и, конечно, Эльдаром Рязановым. Эльдар — особая статья. По-моему, «Ирония судьбы, или С легким паром» — один из лучших его фильмов, такой гимн лирике и признание в любви актерам. Да и «Гусарская баллада» любима.

С Данелией было легко, я его понимал с ходу, мы очень подружились по-человечески. Интеллигентный, добрый, мягкий и всегда отлично знал, чего хочет. Если требовал, то довольно упорно, упрямо, но очень спокойно. Друг с другом во время съемок мы общались через знаменитое «Ку»: сколько разных смыслов в него вкладывали! Знаете, что вышла мультяшка «Кин-дза-дза»? Очень хочу посмотреть.

А Гайдай — вещь в себе, никаких внешних проявлений. По-особому занимался с актерами: ничего не говорил, только немного показывал, намеком, чуть-чуть. И все сразу становилось понятно. На галерее Кремля в Ростове Великом снимали погоню. Стражники несутся за мной и Куравлевым. Смотрим вниз — высоко, уровень третьего этажа, и оба одновременно делаем попытку спрыгнуть, но в последний миг замираем, а стражники бросаются вниз без промедления. Мы же, наоборот, после предпринятой попытки прыгнуть бежим дальше.

Почему вы перестали сниматься в кино?

— Уже не хочется. Да и не предлагают...

А чего хочется?

— Книжки читать, телевизор смотреть — только выборочно. Потому что устал от показов дико не устроенной нашей жизни. Смерти, убийства, воровство в государственных масштабах — все на экране, я уже даже не могу этим возмущаться. Душа стала пустой. То, что показывают, — полная катастрофа. Возможно, все это есть, но зачем смаковать? А вот сейчас на дачу хочется.

Желания преподавать не появлялось? Сами бы сеяли умное, доброе и вечное в подрастающем поколении…

— Предлагали. Попробовал, посидел на нескольких занятиях со студентами и ушел. Зачем заниматься педагогикой, если нет дара? Не могу понять, как молодым внушить театральные истины. Вот у Фоменко был талант педагога, он умел вытащить из студентов лучшее, то, что другим вообще незаметно, да и им самим неведомо. И актеров он так же точно открывал. Сегодня режиссеры работой с актерами не занимаются, им интереснее манипулировать пространством.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter