Профессия юриста всегда пользовалась популярностью. Но спрос на нее особенно вырос в 1990–е, когда стремительный рост конкурса в юридических вузах подтолкнул коммерсантов создавать свои учебные заведения по подготовке, занялись ею и некоторые государственные непрофильные вузы. В итоге встал вопрос о качестве знаний, так как не у всех была необходимая материальная база и квалифицированный состав преподавателей. Финансовый интерес сказался и на работе классических юридических факультетов, где начало расти число студентов–платников: некоторые из таких абитуриентов изначально не собирались работать по специальности. А ведь они тоже вошли в статистику подготовленных кадров...
Вместо того чтобы разобраться в сложившейся ситуации и совместно с заинтересованными ведомствами разрешить проблему с подготовкой юридических кадров, Минобразования начало активно сокращать набор студентов на бюджет. То есть существенно урезало тот образовательный сегмент, который был основным поставщиком квалифицированных кадров для правоохранительной системы. Кроме того, в этом году состоялся первый выпуск юристов с высшим образованием после четырех лет обучения и последний выпуск — после пяти. Как утверждают участники экзаменов, выпускники по сокращенной программе отличаются не только уровнем профессиональной подготовки, но и общим развитием, умением логически излагать свои мысли, анализировать события и вести дискуссии. А ведь многие должности юридического профиля требуют и наличия гражданской зрелости, и определенного жизненного опыта. Изменились и программы. Причем происходит сокращение базовых юридических дисциплин и одновременно вводятся дополнительные, второстепенные, в том числе как дань моде. На мой взгляд, выход здесь один: в государственный компонент учебного плана необходимо ввести такой минимум учебных дисциплин и предусмотреть такой объем их изучения, без которых юридическая специальность не может состояться в принципе. Диплом юриста должен быть одинаков независимо от того, каким университетом страны он выдан.
Да и преподаватель должен не только в совершенстве знать отрасли права, но и хорошо ориентироваться в правоприменении. Возможно, следовало бы в порядке повышения квалификации педагогов вузов направлять на изучение работы юридических учреждений и организаций? Польза была бы обоюдной: практики благодаря общению с преподавателями пополняли бы свои теоретические знания, а теоретики находили проблемы, требующие научных разработок.
Яков АЗЕМША, заслуженный юрист.
Гомель.