Юридический практикум

На вопросы отвечает начальник юротдела Белкоопсоюза Наталья Шнигир

Последнее слово — за экспертом либо судом

Имеет ли право покупатель потребовать возврата уплаченной суммы за товар (бытовую технику), неисправность которого установлена в процессе эксплуатации? Как следует поступить в случае спора между продавцом и покупателем о причинах возникновения неисправности товара?

ПОТАПЕНКО М.Ю., г. Червень

Основы защиты прав потребителей определены Законом Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей».

Согласно пункту 3 статьи 20 данного закона, потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не оговорены продавцом, вправе потребовать расторжения договора розничной купли-продажи товара и возврата уплаченной за некачественный товар, в том числе технически сложный и дорогостоящий товар, денежной суммы. При этом потребитель по требованию и за счет продавца должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества. Потребитель вправе возвратить такой товар без потребительской тары (упаковки).

При возврате потребителю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.

 Продавец обязан в соответствии со статьей 25 закона удовлетворить требование потребителя незамедлительно. В случае если удовлетворить требования потребителя незамедлительно не представляется возможным, максимальный срок для удовлетворения требований потребителя не может превышать семи дней со дня предъявления соответствующего требования.

За нарушение указанных сроков продавец, допустивший такое нарушение, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 1 % стоимости товара (ст. 26 закона). При этом цена товара определяется исходя из цены товара аналогичной модели (марки, типа, артикула и др.), существующей на момент выплаты неустойки продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем, ремонтной организацией) или на день вынесения судебного решения, если требование не было удовлетворено добровольно. Если на день реализации потребителю товара его цена была выше, чем цена аналогичного товара на момент выплаты неустойки или на день вынесения судебного решения, размер неустойки определяется исходя из цены товара на день его реализации потребителю.

Однако данные гарантии покупатель может иметь только в случае продажи ему товара ненадлежащего качества. Если некачественность товара возникла в процессе его эксплуатации, то продавец, к которому обратился потребитель в случае приобретения им товара ненадлежащего качества, обязан принять такой товар у потребителя и удовлетворить его требование, если не сомневается в обоснованности его требований. В случае сомнения продавец имеет право провести проверку качества товара. Проверка качества может быть проведена продавцом (как самостоятельно (силами своих сотрудников), так и с привлечением специалистов сервисного центра, изготовителя и др.). Вместе с тем необходимо помнить, что проведение проверки качества является правом, а не обязанностью продавца. Продавец может не проводить такую проверку, если у него отсутствуют обоснованные сомнения в причинах возникновения недостатка товара. В проведении проверки качества потребитель имеет право участвовать лично или через своего представителя. Однако проверка продавцом качества товара не является экспертизой качества товара.

В соответствии с пунктом 9 статьи 20 вышеуказанного закона при возникновении между потребителем и продавцом спора о наличии недостатков товара и причинах их возникновения продавец обязан провести экспертизу товара в порядке, установленном Положением о порядке проведения экспертизы товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг), достоверности информации о товарах (работах, услугах), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.01.2009 № 26.

Экспертиза проводится за счет продавца. Потребитель вправе оплатить экспертизу самостоятельно, однако в этом случае продавец должен быть извещен о таком решении потребителя. Потребитель должен быть извещен продавцом о месте и времени проведения экспертизы в письменной форме. Потребитель вправе принять участие в проведении экспертизы товара лично или через своего представителя.

Экспертизу в соответствии с пунктом 4 указанного положения вправе проводить: аккредитованные органы по сертификации, аккредитованные испытательные лаборатории (центры);

государственные судебно-экспертные учреждения и лица, имеющие специальные разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по оказанию юридических услуг с указанием составляющей лицензируемый вид деятельности услуги — судебно-экспертная деятельность;

торгово-промышленные палаты — по вопросам качества товаров;

общественные объединения потребителей.

Экспертная организация вправе отказать потребителю, продавцу, изготовителю, поставщику, представителю, исполнителю или государственному органу по защите прав потребителей в проведении экспертизы в случае отсутствия у экспертной организации:

соответствующей материально-технической базы для проведения экспертизы;

специалистов по проведению экспертизы, специализирующихся на проведении исследований (испытаний, анализа, оценки) товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг), подлежащих экспертизе.

При отказе экспертной организации от проведения экспертизы экспертизу вправе провести:

ремонтные организации, за исключением ремонтных организаций, уполномоченных на устранение недостатков и (или) техническое обслуживание товаров изготовителями (продавцами, поставщиками, представителями), изготовившими (реализовавшими) товары, подлежащие экспертизе;

изготовители (исполнители), за исключением изготовителей (исполнителей), изготовивших товары (выполнивших работы, оказавших услуги), подлежащие экспертизе.

В течение гарантийного срока доказывать отсутствие недостатка в товаре или его причину должен продавец, по истечении гарантийного срока — потребитель (например, заключить договор о проведении экспертизы, получить соответствующее заключение эксперта).

Если в результате экспертизы товара установлено, что недостатки товара отсутствуют или возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения, транспортировки товара или действий третьих лиц либо непреодолимой силы, потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на транспортировку товара.

В случае несогласия с выводами экспертизы потребитель вправе оспорить заключение в судебном порядке. В случае затянувшихся разногласий между продавцом и покупателем только суд может поставить окончательную точку в споре между ними.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
3.13
Загрузка...
Новости