Юридическая консультация

Отвечает начальник юротдела Белкоопсоюза Наталья Шнигир

Торговым работникам на заметку

С 30 декабря 2013 года вступят в силу инструкции №23 и № 24, утвержденные постановлениями Минторга от 24 сентября 2013 года, регулирующие оборот подакцизной продукции:

о порядке проверки подлинности акцизных марок Республики Беларусь и (или) специальных марок на алкогольных напитках, табачных изделиях, реализуемых (хранимых) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее — Инструкция № 23);

о порядке хранения, перемещения и торговли на территории Республики Беларусь алкогольных напитков с поврежденными акцизными марками (за исключением находящихся под таможенным контролем) (далее — Инструкция № 24).

Данными инструкциями внесен ряд изменений в действующий в настоящее время порядок оборота подакцизной продукции.

В частности, изменен порядок проверки подлинности акцизных и специальных марок при ввозе подакцизных товаров. Такая проверка будет проводиться юридическими лицами, осуществляющими импорт алкогольных напитков и табачных изделий, после их помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. В настоящее время подлинность акцизных марок на подакцизных товарах непосредственно при ввозе проверяют таможенные органы в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке проверки подлинности акцизных марок Республики Беларусь и (или) специальных марок на алкогольных напитках, табачных изделиях, реализуемых (хранимых) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, утвержденной постановлением Минторга от 01.02.2007 г. № 8.

Скорректированы последствия обнаружения в ходе проверки факта отсутствия акцизных марок и наличия марок неустановленного образца. Если такой факт будет установлен, принимающее лицо вправе отказаться от приемки подакцизных товаров либо продолжить приемку. В отличие от действующей Инструкции № 8 Инструкция № 23 не содержит обязанности незамедлительно уведомить продавца и инспекцию Министерства по налогам и сборам о выявленных в ходе проверки акцизных марок нарушениях.

Инструкция № 24 определяет порядок хранения, перемещения алкогольных напитков с поврежденными акцизными марками Республики Беларусь и торговли ими на территории Республики Беларусь.

Организации потребкооперации, осуществляющие в установленном законодательством порядке оптовую, розничную торговлю алкогольными напитками, хранение (как вид предпринимательской деятельности) указанных напитков, а также использующие алкогольные напитки при изготовлении собственной пищевой продукции (за исключением производства других алкогольных напитков), при выявлении алкогольных напитков с поврежденными акцизными марками будут обязаны составлять акт о наличии алкогольных напитков с поврежденными акцизными марками по форме, указанной в Инструкции № 24.

Алкогольные напитки с поврежденными акцизными марками с момента их включения в акт подлежат хранению отдельно от других алкогольных напитков. Хранение алкогольных напитков с поврежденными акцизными марками может иметь место только при наличии акта. Перемещение алкогольных напитков с поврежденными акцизными марками, а также торговля ими в соответствии с законодательством не допускаются.

Алкогольные напитки с поврежденными акцизными марками подлежат перемаркировке акцизными марками, предназначенными для перемаркировки алкогольных напитков с поврежденными акцизными марками, по форме и в порядке, установленным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2008 г. № 618 «О некоторых вопросах оборота алкогольных напитков».

-------------------------------------

Спор сможем разрешить путем переговоров

Что такое медиация? Какие правоотношения поможет урегулировать медиатор? В каком порядке исполняется соглашение по урегулированию спора с применением процедуры медиации?

ЧЕШУН А.П., г. Поставы

С 24 января 2014 года вступит в силу Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 г. № 58-З «О медиации», которым урегулирован новый порядок разрешения конфликтов — медиация.

Согласно статье 1 закона медиацией признается разрешение спора (споров) посредством переговоров сторон с участием специалиста — медиатора. Целью медиации является выработка взаимоприемлемого соглашения по урегулированию спора.

Медиация регулирует гражданские, трудовые и семейные правоотношения и может проводиться в рамках как хозяйственного, так и гражданского судопроизводства, иных видов судопроизводства в случаях, предусмотренных законодательными актами. Медиация возможна как до обращения сторон в суд, так и после возбуждения производства по делу.

Медиатором может быть физическое лицо, имеющее высшее юридическое или иное высшее образование, прошедшее подготовку в сфере медиации либо имеющее опыт работы в качестве примирителя в соответствии с процессуальным законодательством, получившее свидетельство медиатора, выдаваемое Министерством юстиции Республики Беларусь на основании решения Квалификационной комиссии по вопросам медиации.

Деятельность медиаторов не является предпринимательской, однако медиатор имеет право на вознаграждение, размер которого определяется в соглашении, заключаемом сторонами для урегулирования спора с помощью медиации. Расходы на выплату вознаграждения распределяются между сторонами в равном объеме, если соглашением сторон не определен иной порядок.

Срок медиации не должен превышать шести месяцев. При этом со дня заключения соглашения до дня прекращения медиации приостанавливается течение срока исковой давности.

Соглашение о применении медиации не является препятствием для обращения в суд или третейский суд.

В случае примирения сторон медиация прекращается заключением медиативного соглашения.

Полномочия для заключения соглашений о применении медиации и медиативного соглашения оговариваются в доверенностях представителей сторон.

Согласно статье 40-1 Хозяйственного процессуального кодекса, которая также вступит в силу с 24.01.2014 года, стороны будут вправе перейти в примирительную процедуру в хозяйственном суде, если они не достигли медиативного соглашения.

Медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон.

Вместе с тем в статье 15 закона закреплен механизм обеспечения исполнения медиативных соглашений. Так, в случае неисполнения медиативного соглашения, отвечающего требованиям процессуального законодательства о мировом соглашении, заинтересованная сторона будет вправе обратиться в суд за выдачей исполнительного документа на принудительное исполнение.

В случае нарушения сторонами условий иных медиативных соглашений, в т.ч. не отвечающих требованиям процессуального законодательства о мировом соглашении, защита прав сторон будет осуществляться в общем порядке, в том числе путем обращения в суд.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter