Юные возмутители спокойствия

Вчера в центре Рима вновь собрались тысячи школьников и студентов...

Вчера в центре Рима вновь собрались тысячи школьников и студентов. Они уже много дней протестуют против намеченной реформы системы образования, за которую вчера должен был проголосовать сенат. Нижняя палата, напомню, этот закон уже одобрила. Молодежь опасается, что реформа приведет к отмене бесплатного высшего образования. В свою очередь, власти итальянской столицы опасаются, что заявленная мирная демонстрация, как и неделю назад, приведет к столкновениям с полицией и погромам. Каким бы высоким ни был общий IQ толпы (а в акции участвуют сплошь люди ученые), в ней всегда найдутся возмутители спокойствия.


«Это будет мирная демонстрация, мы хотим подчеркнуть это. Учащиеся и студенты будут протестовать по всей Италии», — убеждали накануне организаторы акции. Однако в мэрии Рима отмечали, что не получали запроса о проведении демонстраций, а потому любое шествие будет считаться незаконным. Студенческие лидеры отказались огласить маршрут шествия, чтобы преподнести, как они выразились, «сюрприз». По–настоящему неприятный сюрприз полиция обнаружила накануне — бомбу в одном из вагонов римской «подземки». Как выяснилось, это был муляж, она не могла взорваться, но как в такой суматохе разобраться — где провокация, где реальная угроза?.. Поэтому центр столицы, где расположены здания сената и палаты депутатов, люди в погонах взяли в плотное кольцо. Власти имели основания на то, чтобы не допустить повторения событий 14 декабря.


Молодежь тогда, напомню, собралась по тому же поводу — ненавистная реформа. Однако, как назло, в тот же день в парламенте шло голосование по вотуму недоверия правительству Сильвио Берлускони. Когда студенты узнали, что депутаты выразили поддержку премьер–министру, стотысячная толпа принялась громить все, что попадалось ей на глаза на улице Императорских форумов. Протестующие били витрины, жгли автомобили, забрасывали полицейских камнями. В ответ стражам порядка ничего не оставалось, как применить слезоточивый газ и пустить в ход дубинки. В западноевропейских странах давно научились применять их по назначению, в критической ситуации действуя предельно выверенно и четко.


Когда на следующий день итальянцы стали подводить печальные итоги «мирной демонстрации», выяснилось, что древнему городу был нанесен ущерб в 20 миллионов евро. Но, разумеется, не это самое страшное. Были ранены почти 120 человек — примерно поровну манифестанты и полицейские. И около 40 зачинщиков беспорядков были задержаны, им предъявлены обвинения в нарушении общественного порядка, сопротивлении властям и поджогах. Dura lex, sed lex (закон суров, но это закон), говорили в таких случаях древние римляне.


Собственно, именно так поступают и сейчас в любой европейской столице с тем, кто переступает черту между мирной акцией и бунтом, который, как писали классики, по природе не может быть иным, кроме как бессмысленным и беспощадным. В ноябре, кстати, по подобному сценарию разворачивались события в Лондоне. Там тоже в эпицентре скандала оказалась университетская реформа. Правительство сократило расходы на высшее образование и предложило университетам компенсировать потери, подняв в три раза плату за обучение. Многие британцы посчитали, что это несправедливо: высокая плата лишает людей из небогатых семей возможности учиться, при этом никак не коснется богачей.


Часть студентов мирно отстаивала свое право на шанс в жизни, когда на Трафальгарской площади появилась группка погромщиков в черном. Они угрожали полицейскому кордону, разбили стекла в зданиях министерства финансов и высшего суда, размалевали памятник Уинстону Черчиллю, подожгли главную елку Великобритании и, наконец, напали на «Роллс–Ройс» принца Чарльза и его супруги Камиллы, ехавших в театр на представление. Итог тоже плачевен: ранены 43 студента и 12 полицейских. Данные об арестованных: 34 человека.


Сообщения из Европы все чаще напоминают сводки с театра военных действий. В Греции, как помнится, вообще в подобных демонстрациях погибли люди. Европейские аналитики пишут, что мировая депрессия привела к кризису знаменитой европейской социальной модели, государство уже не может гарантировать своим гражданам все блага, как раньше. Они вынуждены экономить, исключений для образования или здравоохранения не делается... Несколько дней, правда, по другим причинам бушевала Москва. Что остается правительствам? Сглаживать социальные противоречия, приводящие к насилию, а также обеспечивать безопасность на улицах своих городов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter