"Юго-восточный ветер" национальной драматургии

Разговоры "о серости национального театра" меня всегда раздражали.
Разговоры "о серости национального театра" меня всегда раздражали. Долгое время я была его преданным адвокатом, настойчиво рекомендуя скептикам как можно чаще приобщаться к нежно любимому мною искусству, чтобы убедиться: палитра его остаточно разнообразна, отнюдь не сера. Я все доказывала, доказывала, пока однажды не обнаружила, что бросаюсь на "амбразуру" уже по инерции. Спектакли, которые были главными аргументами в защиту белорусской сцены, тмеченные в свое время в том числе и международными наградами, постепенно сошли, и их место заняли другие.

В большинстве своем такие, что "общественные обвинители" вполне могли использовать их в качестве весомых "улик".

И я осознала свою "адвокатскую" несостоятельность.

Сегодняшний театр смахивает на уютную домохозяйку, склонную к избыточной болтовне и с повышенным интересом к банально "непростым" судьбам героев телесериалов. В высоколобости его уж точно не упрекнешь, он доступен, даже чересчур - и все дальше от искусства. Кажется, никогда раньше наши театры не пытались так угодить публике и одновременно не демонстрировали к ней такого неуважения, как сейчас, предлагая зрелища, которые если и могут развлечь, то заставить испытать пресловутый катарсис - едва ли. В действительности "серый туман" окутывает отечественную сцену периодически. И если в начале 90-х разорвать его мутную завесу попытались режиссеры, создавшие тогда множество авторских студий, альтернативных государственным подмосткам, на этот раз возрождение национальной сцены начнется, очевидно, с драматургов.

Уж не знаю, из каких соображений Министерство культуры назвало свой очередной конкурс пугающим всех абитуриентов словосочетанием "Человек и общество", но держать экзамен "в искусство" белорусскому театру давно пора. Конкурс был бы вполне обычным, если бы не одно обстоятельство: возраст большинства претендентов на премии министерства не достиг еще "мудрых" 30. Никогда раньше наша молодежь не демонстрировала такого массового рвения в драматургию (не успех ли Курейчика сыграл здесь роль катализатора?). Хотя, возможно, в силу этого возрастного обстоятельства особенно много пьес предлагалось для детского и кукольного театров. И все же в главной номинации "Пьесы для драматического театра", в которой, правда, традиционно не присуждалась первая премия, победил студент выпускного курса Академии искусств Андрей Щуцкий с трагикомедией "Колосники". Пьеса так понравилась председателю жюри и художественному руководителю Театра белорусской драматургии Валерию Анисенко, что уже 16 апреля он обещает пригласить нас на премьеру этой остроумной истории о судьбе старого английского актера, бастующего против списания его "в тираж". Надо сказать, что автору, выросшему в театральной семье, изнанка сцены хорошо знакома, что, безусловно, придает его пьесе особенный "аромат" и достоверность.

В номинации "Пьесы для детского театра" первая премия досталась второкурснице Белорусского университета культуры Татьяне Ломановой за романтическую притчу "Всем, летящим на северо-запад". Ее педагог Андрей Карелин (тоже, кстати, недавний выпускник этого вуза, удостоенный второй премии в той же номинации, что и Андрей Щуцкий) утверждает, что стиль пьес Татьяны можно назвать андерсеновским, уточняя, правда, что "это все же не Андерсен, это - Ломанова". Стоит перечислить одних лишь персонажей ее сказки - черный и белый клоуны, скрипачка без инструмента, нарциссы, девочка-Червячок и, конечно, юго-восточный ветер, стремящийся на северо-запад и не замечающий, что счастье - рядом. Наверняка такой пьесой заинтересуются не один и не два театра. Еще и потому, что автор, как и другие ее ровесники и собратья по перу, явно устал от господствующего на нынешней сцене литературного театра. Обилие действия, возможности для настоящей актерской игры - вот что отличает новую драматургию.

Что еще характерно: в распределении призовых мест конкурса молодежь заметно обошла драматургов со стажем - например, пьесы Елены Поповой и Светланы Бартоховой были отмечены только третьей премией. Даже для членов жюри это стало полной неожиданностью. Но, по мнению Валерия Анисенко, подобного стоило ожидать. "Наконец-то выросло новое поколение людей, не знающих, что такое цензура, - считает он. - Они внутренне гораздо свободнее нас и при этом хорошо образованы". Интеллектуально свободные и образованные драматурги - уже позитив. А то, что о них, таких талантливых, можно говорить во множественном числе, - отдельный повод для надежды на принципиальное обновление национального театра. Ведь за всю историю его существования облик белорусской сцены в значительной степени определял единственный главенствующий драматург (Я.Купала, потом - К.Крапива, А.Макаенок, теперь вот - А.Дударев) - достойных конкурентов не было. Но готовность конкурировать уже налицо.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter