Сегодня театру имени Янки Купалы исполняется 95 лет

Юбилейная дрожь

Бейте в барабаны, трубите в трубы: Национальный академический театр им. Я.Купалы празднует сегодня свое 95–летие. Все по высшему разряду. Коллеги отстучали поздравительные телеграммы. «Белпочта» подготовила к выпуску почтовую марку из серии «Театры Беларуси», которую вчера торжественно погасили. Сегодня вечером на сцене — большой юбилейный вечер. В первом акте покажут восстановленный комедийный спектакль «Сфинкс» Октава Фелье, который, как свидетельствует история, первым появился на сцене Купаловского в 1890 году. Завсегдатаи уже могли его оценить чуть раньше во время одного из праздничных вечеров.


«Сфинкс» — довольно любопытный экспонат театральной истории, но для нынешней сцены немного архаичный. Во второй части праздника труппа продемонстрирует знаменитые спектакли, которые уже не идут в репертуаре, — «Трибунал», «Поминальная молитва», «Гарольд и Мод», «Тутэйшыя»...

Вспомнить театру действительно есть что. Все эти годы именно Купаловский находился в эпицентре культурной жизни страны, по нему сверяли часы многие коллеги. Его эстетику признавали передовой, а труппу — лучшей. Именно здесь открывали новые имена в драматургии и режиссуре. Тут начинались многие театральные династии. Случались прорывы и трагедии.

Конечно, за эти годы театр неизбежно забронзовел, превратился в настоящий форпост национального искусства и хранителя традиций, как, скажем, Малый театр в России.

Если посмотреть на сегодняшнюю «купаловскую» афишу, очевиден уклон в сторону серьезной национальной классики: «Не мой», «Сымон–музыка», «Люди на болоте», «Пинская шляхта», «Пан Тадеуш»... Нынешний художественный руководитель театра Николай Пинигин справедливо считает белорусскую драматургию частью европейской. В некоторых своих работах, таких как «Похищение Европы, или Театр Уршули Радзивилл», «Ночь перед Рождеством», «Местечковое кабаре» режиссер ироничен и даже самоироничен. В лирическом спектакле «Листопад. Андерсен» по пьесе Елены Поповой Николай Николаевич позволил себе ностальгию по советскому прошлому. В недавней «Чайке» пугал зрителей модным нынче предчувствием апокалипсиса...

Цифры давят, и юбилей, конечно, задает свой бравурный контекст. Микширует неудачи, привносит во все свой аромат, преподносит события в некоей праздничной дымке. Как в этой связи не вспомнить постановку «Свадьба» российского режиссера Владимира Панкова, которая в определенный момент вдохнула в труппу новую жизнь, подарила новый взгляд на Чехова, снова заставила говорить о театре как об уникальном коллективе индивидуальностей, сочетающих в себе глубину психологической актерской школы и вкус к хулиганству. «Свадьба» много и успешно гастролировала за пределами страны, доказав, что главному театру Беларуси новаторство совсем не чуждо.

...Как некая константа и камертон лаконичного театрального языка в репертуаре остаются три спектакля Валерия Раевского — «Вечер», «Черная панна Несвижа» и «Старомодная комедия». Режиссер из Санкт–Петербурга Анатолий Правдин подарил экстравагантного «Дон Жуана», Екатерина Аверкова отправила в счастливое театральное плавание злободневный «Офис». А ведь еще были такие любопытные и разные спектакли, как «Сон в летнюю ночь» Андрея Бакирова, «Макбет» Альгирдаса Латенаса, «Ольга» Олега Жюгжды, «Слуга двух господ» Александра Нордштрема, «Маэстро» Александра Гарцуева, «Сны о Беларуси» Владимира Савицкого... Да разве ж все упомнишь! А какие порой диковинные опыты происходили на Малой сцене, на смену которой совсем скоро, как обещают, придет Камерная. Пожелать ей можно только такой же внутренней раскрепощенности.

Статус театра таков, что к каждой его премьере приковано пристальное внимание, и оценки зачастую полярны и экзальтированны. Может быть, из–за этого статуса от спектаклей Купаловского театра всегда ждешь чего–то большего, чем просто грамотно рассказанной истории в приятных интерьерах. Какого–то взрыва, откровения, тайны. Когда этого не случается, прежде всего, наверное, потому, что просто не совпал с чьим–то режиссерским видением, обижаться можно только на самого себя. Театр продолжает мыслить по–своему широко, оставаясь доступным. Все наши беды и горести отражаются в его постановках. Впору вспомнить к случаю какую–нибудь подходящую буддистскую пословицу, но как–то ничего на ум не приходит. Тороплюсь, весь в предвкушении сегодняшнего праздничного вечера в стенах любимого театра!

Добрый зритель в 9–м ряду.

Советская Белоруссия № 176 (24806). Вторник, 15 сентября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter