Юбилей одной звонкой революции

Десять лет назад, отчаянно колотя в медный таз, несколько молодых людей, в большинстве своем решительного студенческого возраста, объявили о начале революции в современной литературе.
Десять лет назад, отчаянно колотя в медный таз, несколько молодых людей, в большинстве своем решительного студенческого возраста, объявили о начале революции в современной литературе. Если вы гурман ассоциаций, то этот знаменитый бум-бам-литовский гонг вполне можно сравнить с залпом хрестоматийной "Авроры": и хотя литературный мир "тазик белорусский" не перевернул с ног на голову, необходимость поиска новой эстетики стала очевидной - и прежде всего потому, что впервые об этом заговорили не с высоких трибун, а самые что ни на есть "низы", молодежь без званий и особых заслуг, но с горячим желанием радикальных перемен в устоявшемся искусстве художественного слова.

Правда, стоит признать, что литературные эксперименты "Бум-Бам-Лита" сегодня уже мало кто помнит, хотя в течение некоторого времени эпатажное творчество "белорусских постмодернистов" (именно так их впоследствии назовут во время встречи писателей стран СНГ в Переделкино, организованной журналом "Дружба народов") с изобилием хаотично переставленных букв и перепутанных слов регулярно публиковалось в альтернативном приложении к газете "Культура" - "ЗНО". Позже вышел и коллективный сборник авангардной прозы и поэзии "Тазик белорусский"... Но тогда в наибольшей степени все это было похоже на наивные "самопальные" листовки первых революционных лет. Такими же наивными выглядели и первоначальные перфомансы "Бум-Бам-Лита", хотя как рекламный ход идея таких непривычных для Беларуси зрелищ сработала на все сто. Недаром ведь не всякий вспомнит, чем конкретно был славен Диоген, зато его знаменитую бочку и призыв "не заслонять солнце" повторяют все кому не лень (кстати, смело называйте Диогена первым перформером - не ошибетесь).

Одним словом, свой заметный след в белорусской литературе "Бум-Бам-Лит", несомненно, оставил, превратившись ныне в предмет для изучения на специальных факультетах некоторых вузов. Впрочем, кое-кто утверждает, что это эпатажное литературное движение никуда не исчезло, а всего-навсего перешло в другое астральное измерение. Отчасти так оно и есть. Люди-то никуда не делись. И хотя сегодня революционность они считают далеко не обязательным условием для искусства, но и сейчас, занимаясь вещами уже намного более серьезными, чем примитивное сотрясание устоев, наши "альтернативные литераторы" продолжают свое правое революционное дело. Теперь уже в сфере книгоиздательства.

Хотя репутация у них по-прежнему та, прежняя. И потому Змитер Вишнев, Илья Син и Владимир Банько получили приглашение на международный фестиваль революционных поэтов, проходивший недавно в Польше. Главным идеологом фестиваля выступила польская художница Моника Белскутэ, задумавшая всколыхнуть разморенную летней жарой общественность в Познани и родном провинциальном Слупске.

Излюбленная поэзия оперившихся птенцов "Бум-Бам-Лита" со свойственными ей элементами футуризма и дадаизма была подкреплена все теми же перфомансами, которые стали заметно содержательнее и даже превратились в своеобразный инструмент приобретения жизненного опыта. Например, представляя в центре Познани на площади Независимости "Дефективный памятник самому себе" и предлагая прохожим швырять в это "изваяние" сырые говяжьи сердца, Илья Син на личном опыте убедился в небезосновательности утверждений психологов о детской непосредственности и жестокости. А символическая акция "Ирак-2", проходившая двумя днями позже в Слупске, по замыслу Змитера позволила десяткам собравшихся ощутить "липкую свободу Америки" в виде шампанского, разлитого прямо на зрителей. Так или иначе - белорусов в Польше запомнили. И впечатлились тем, что у нас сейчас происходит. Это я уже не про перфомансы. А про высокое качество книг, которые наши "делегаты" прихватили с собой.

Альтернативная белорусская литература - уже далеко не самиздат, а полноценные книги с хорошей полиграфией и в твердых переплетах, в выпуске которых успешно практикуется частное издательство "Логвинов". Настолько успешно, что в некоторых небанальных авторов "Логвинов" вкладывает собственные деньги. И эти инвестиции полноценно окупаются. Книги "Второго фронта искусств" - нового проекта издательства, возглавляемого "спадаром" Вишневым, на прилавках магазинов не залеживаются. Народ жаждет новых форм и образов. Кстати, администрация книжного магазина "Центральный" в Минске утверждает, что белорусскоязычная литература вообще и "альтернативная" в частности распродается гораздо успешнее, чем вся русскоязычная, даже переводная. Что, пожалуй, можно считать лишним козырем в пользу того, что ничего трагичного ни с национальным языком, ни с литературой не происходит. Даже напротив. К осени ожидается выход журнала "Тексты", где будет печататься непривычное творчество молодых и талантливых.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter