Мы побывали на крупнейшем месторождении нефти, ознакомились с процессом ее добычи и узнали о перспективах развития отрасли

Юбилей, не отходя от скважин

Речицкое нефтяное месторождение разведано в далеком 1964 году. А в следующем началась его промышленная эксплуатация. Ударными темпами несмотря на то, что строить приходилось с нуля, велось создание полноценной инфраструктуры нефтепромысла. Уже в 1967-м добыт первый миллион тонн белорусской нефти. В середине 1970-х БССР некоторое время даже считалась одной из крупнейших нефтедобывающих республик Советского Союза. На те же годы пришелся пик годовой добычи — почти 8 миллионов тонн. К сожалению, ожидания оказались завышенными, а прогнозы — слишком оптимистичными. Впрочем, тех запасов, которые имелись на самом деле, было достаточно, чтобы развивать в республике нефтедобывающую отрасль. 

Работу бурильщика осилит не всякий.

Стоит отметить, что даже после развала СССР, в переломные 1990-е, «Белоруснефти» удалось полностью сохранить свою структуру. И благодаря этому развиваться в ногу со временем. В 1998-м получено уже сто миллионов тонн углеводородов. А ныне нефтяники отмечают новое производственное достижение. Впрочем, «отмечают» — не более чем фигура речи. Все, кому положено, находятся на рабочих постах. Нефтедобыча ведется двадцать четыре часа в сутки. Сложно представить, что должно произойти, чтобы остановка процесса была оправдана.

Почти как дамы

Прибываем на место, знакомое всем, кому доводилось проезжать через Речицкий район, где в полях по обе стороны от автотрассы работают массивные агрегаты, отдаленно напоминающие колодезные журавли. Нефтяные насосы, они же в просторечье — станки-качалки, работают на эксплуатируемых скважинах. 

— Мы находимся на скважине № 199 Речицкого нефтяного месторождения, — в роли нашего гида выступает первый заместитель начальника нефтегазодобывающего управления «Речицанефть» Сергей Ласица. — Само месторождение характеризуется многопластовостью — большим количеством залежей. Если совсем по-простому — это как пирог с большим количеством слоев, между которыми находится «крем». То есть нефть, которую нам необходимо получить. Разработка начинается с нижнего горизонта и поднимается выше. Внедрение новой технологии позволяет вести одновременную раздельную добычу — отбор нефти ведется из двух залежей сразу. Это не только ускоряет процесс, но и обеспечивает более полное извлечение сырья, увеличение объема добычи, снижение затрат. По такой технологии эксплуатируются уже 40 скважин. Добыто 350 тысяч тонн нефти. Экономический эффект при этом составил более 63 миллионов долларов. 

Средний объем нефтедобычи в стране стабилизировался на уровне 1 миллиона 650 тысяч тонн. 

Глубина скважин зависит от конкретного месторождения. На Речицком она достигает в среднем около трех километров. Есть и глубже. Бурить такие, конечно, тяжелее. Сама же добыча принципиально не отличается. Срок жизни скважин зависит от места бурения, качества строительства и объема вскрытых запасов. В числе рекордсменов 15 скважин, из которых добыто свыше миллиона тонн. «Урожайность» остальных гораздо скромнее. 

Оператор по добыче нефти и газа Александр Кузьминич обслуживает больше тридцати скважин. За двадцать шесть лет работы изучил их досконально и даже, описывая подопечных, не чуждается лирики:

— Каждая скважина, как женщина. У каждой свой характер, свои особенности. За каждой нужно смотреть и ухаживать. Иначе ничего не добьешься, а она испортится и начнет капризничать. 

На случай одного из таких капризов операторы носят защитные очки. Иногда при ежедневном отборе проб для анализа скважина норовит брызнуть флюидами. Это в книжных романах они означают некую бесплотную ауру, связанную с чем-то романтическим. В нашем же случае речь идет об эмульсии с примесью нефти, воды, газа, парафина. Именно этой жидкостью перепачканы счастливые, с блестящими лишь зубами и глазами, лица нефтяников в кадрах документальной кинохроники. 


Слабакам здесь не место

Переезжаем на скважину № 44 Малодушинского нефтяного месторождения, бурение которой в самом разгаре. Бурильщики здесь трудятся вахтами, проводя на объекте по четверо суток. Работа идет в три смены при любой погоде. Ни зной, ни трескучий мороз или проливной дождь помехами не являются. Теоретически бурение может быть приостановлено в случае слишком уж сильного урагана. На практике за много десятилетий такие случаи можно сосчитать на пальцах. 

Между сменами бурильщики отдыхают в жилых модулях на колесах. Они разделены на секции со спальными местами, в наличие также телевизор, микроволновка, кондиционер. Отдельно обустроены сауна и полевой ресторан — вагончик-столовая, работающий круглосуточно. Несмотря на максимально возможный полевой комфорт трудиться на буровой способен далеко не каждый. Даже за хорошую зарплату, о которой любят судачить обыватели, мало задумываясь, какой ценой даются эти деньги. В общем, слабакам здесь точно не место. 

Начальник Светлогорского управления буровых работ РУП ПО «Белоруснефть» Виктор Архипенко говорит о реализации производственных планов: 

— Годовая программа по бурению у нас 45—50 скважин, в этом году сдаем 49. Суммарный метраж превысит 130 тысяч метров — это рекорд проходки за всю историю предприятия. Такое стало возможным благодаря техническому перевооружению. А именно использованию одной из лучших на сегодня в мире буровых установок — «Дриллмек». Их в нашем распоряжении пять. Еще две сейчас работают в Украине. Если на старых установках бурение скважины занимало до полугода, то теперь этот срок сократился вдвое. 
За каждой скважиной нужно ухаживать, как за женщиной.

Перспективы есть

На начало года в стране открыты 87 месторождений, 65 из которых находятся в разработке. Все крупные залежи уже известны. Продолжается разведка небольших — с извлекаемыми запасами в пределах 100—500 тысяч тонн. Добыча ведется в последней по степени сложности стадии. Впрочем, прогресс позволяет не только открывать новые залежи, но и реанимировать старые скважины, извлекая сырье, которое не удавалось получить раньше. К настоящему времени средний объем нефтедобычи в стране стабилизировался на уровне 1 миллиона 650 тысяч тонн. В текущем году этот показатель удалось увеличить на 20 тысяч тонн. 

— Сегодня основная добыча должна вестись за счет разработки новых месторождений, — говорит начальник отдела разработки нефтяных месторождений НГДУ «Речицанефть» Дмитрий Сердюков. — Для этого проводится комплекс геологоразведочных работ: определяются нахождение залежи, ее геометрия и объемы извлекаемых ресурсов. Затем ведется поисковое бурение с целью разведать максимальное количество структур. А использование новых технологий и современного оборудования позволяет не только удерживать добычу на текущем уровне, но и рассчитывать на ее рост. 

prolesk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter