Юбилей и реформы

Крупнейшая международная структура – Организация Объединенных Наций — переживает в последние годы не лучшие времена. Махинации вокруг иракской программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие» 1996—2003 годов, скандалы, связанные с не в меру любвеобильным верховным комиссаром по делам беженцев Любберсом, — все это вынуждает международное сообщество требовать, чтобы управление в ООН стало прозрачным и подотчетным, а контрольные механизмы — более сильными и независимыми.
Крупнейшая международная структура – Организация Объединенных Наций — переживает в последние годы не лучшие времена. Махинации вокруг иракской программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие» 1996—2003 годов, скандалы, связанные с не в меру любвеобильным верховным комиссаром по делам беженцев Любберсом, — все это вынуждает международное сообщество требовать, чтобы управление в ООН стало прозрачным и подотчетным, а контрольные механизмы — более сильными и независимыми. Но это только видимая часть айсберга. «Нам хотелось бы упростить повестку дня Генеральной Ассамблеи и структуру комитетов, чтобы время и средства тратились на важнейшие, актуальные проблемы, а не на выполнение резолюций, принятых много лет назад в иных политических условиях», — сказал недавно Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан. А проблемы в мире действительно кричащие. Сегодня, по данным той же ООН, более 1 млрд. человек в мире живут менее чем на 1 доллар в день. Ежедневные доходы еще около 3 млрд. человек – менее двух долларов. Более 840 млн. человек хронически голодают и более 1 млрд. не имеют доступа к безопасной воде. Недавнее списание «восьмеркой» долгов ряда беднейших стран вряд ли приведет к стабилизации, тем более к необходимому в этих условиях интенсивному их развитию. Помимо списания долгов, государства с высоким уровнем дохода как минимум должны открыть свои рынки для импорта продукции из беднейших стран. Но делают они это весьма неохотно. Руководитель проекта тысячелетия ООН Джон Макартур отмечает, что помощь промышленно развитых стран беднейшим должна возрасти хотя бы до 0,44 процента их внутреннего национального продукта, а к 2015 году – до 0,54 процента. Увы, и здесь не видно больших подвижек, и даже такие, не самые амбициозные, программы ООН рискуют остаться только на бумаге. Но если в мире не хватает денег, чтобы обеспечить элементарное существование людей, то их более чем с избытком тратится на вооружение. Только в прошлом году расходы на него составили около 1 триллиона долларов и вплотную приблизились к тратам времен «холодной войны» и гонки вооружений. Рекордным для «холодной войны» был 1987 год, когда страны мира потратили из своих бюджетов 1,2 триллиона. Сегодня более всего на вооружение тратят США. По данным Международного института мира SIPRI в Стокгольме, американцы расходуют на войну 455 млрд. долларов, что составляет 47 процентов всех мировых расходов на вооружение. За ними идут Франция, Китай, Япония и Великобритания, которые тратят на вооружение 4,5 процента своего национального продукта. А теперь сравните эти 4,5 процента, не говоря уже о 47 процентах, с мечтами ООН получить в 2015 году от этих стран на борьбу с бедностью хотя бы 0,54 процента ВНП. И станет понятно, кто в этой борьбе победит: гонка вооружений или катастрофическая бедность. Среди множества глобальных проблем и угроз, как заметил Кофи Аннан, таких, как «нищета, болезни, ухудшение экологии, слабые правительства, гражданские конфликты», серьезной проблемой, мимо которой не может пройти ООН, становятся не только вспыхивающие время от времени войны, но и распространение терроризма. Для решения всех этих задач нужен более сильный и представительный Совет Безопасности. В середине июля на Генеральной Ассамблее ООН приступили к обсуждению вопроса о реформировании этого, пожалуй, самого важного органа международной организации. Сегодня в СБ ООН входят пять постоянных членов с правом вето: Великобритания, Китай, Россия, США и Франция. Но с тех пор, как была создана ООН, ситуация в мире кардинально изменилась, и многие вынуждены признать, что Совет Безопасности не полностью отражает мировые реалии. На постоянное место в СБ теперь претендуют Бразилия, Германия, Индия, Япония и одна из 53 стран Африки. На Ген- ассамблее рассматривают три варианта реформирования СБ. Для того чтобы прошел один из них, его должны поддержать две трети из 191 члена ООН. Как бы там ни было, Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан мечтает провести реформу Совбеза к юбилейному саммиту, который состоится в сентябре. Участвовать в нем, конечно же, будет и наша страна, которая в 1945 году стала одним из учредителей этой крупнейшей и авторитетнейшей всемирной организации. P.S. Как стало известно на днях, Джордж Буш, воспользовавшись лазейкой в американском законодательстве, позволяющей президенту в период парламентских каникул назначать высших государственных чиновников без одобрения конгресса, утвердил на пост постоянного представителя США при ООН своего старого друга Джона Болтона. В ООН уже свыклись с тем, что Соединенные Штаты там представляют воинствующие ястребы. Но Болтон, говорят, первый из них. Горлохват и крикун, от хамства которого не было спасения даже его коллегам, Болтон, курируя вопросы контроля за вооружением, как свидетельствует американская пресса, систематически искажал данные разведки по Ираку, что, в конце концов, и привело к войне. О его «дипломатических» способностях и о том, как он будет работать в ООН, свидетельствует хотя бы такое заявление: «Есть международное сообщество, которым время от времени может руководить только одна мировая держава, и это Соединенные Штаты». Вот только вряд ли остальные 190 стран когда-либо согласятся с этим. Так что США и ее постоянному представителю Болтону придется смириться с тем, что в этой высшей международной организации каждая из стран мира, даже самая маленькая, имеет один, равный со всеми голос. И в этом величие и демократизм ООН.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter