Йонас Паслаускас: «Литва – в Евросоюзе. Но Беларусь по-прежнему для нас один из важнейших торговых партнеров»

Наша ближайшая соседка – Литовская Республика – полгода как стала членом Евросоюза. Что же изменилось в отношениях между нашими государствами в торгово-экономическом сотрудничестве? Готовы ли деловые партнеры впредь вместе крепить добрососедские связи? Об этом в беседе с корреспондентом «Р» размышляет Чрезвычайный и Полномочный Посол Литовской Республики в Беларуси господин Йонас Паслаускас.
Наша ближайшая соседка – Литовская Республика – полгода как стала членом Евросоюза. Что же изменилось в отношениях между нашими государствами в торгово-экономическом сотрудничестве? Готовы ли деловые партнеры впредь вместе крепить добрососедские связи? Об этом в беседе с корреспондентом «Р» размышляет Чрезвычайный и Полномочный Посол Литовской Республики в Беларуси господин Йонас Паслаускас. — Господин посол, какие изменения в экономике вашей страны произошли за время, когда она вступила в Евросоюз? — Непосредственные переговоры о вступлении в ЕС начались в 2000 году. Работа выполнена огромная, особенно по гармонизации нашего законодательства со стандартами и практикой ЕС. Наше правительство предпринимало эффективные меры по улучшению делового климата, уменьшению бюрократизма. Агентство развития Литвы проводило опросы иностранных инвесторов. Результаты свидетельствовали, что по мере приближения даты вступления страны в ЕС все больше инвесторов было удовлетворено своими вложениями в нашу экономику. И сегодня Литва, уверенно переступив порог ЕС, может гордиться, что за эти годы мы провели реформы, которые заслужили широкое признание, коренным образом усовершенствовали правовую, налоговую и таможенную системы. Инвестирование в Литве становится неотъемлемой частью стратегии развития предпринимательства в масштабах Евросоюза. Присоединившись к общему экономическому пространству ЕС, с 1 мая 2004 года мы начали применять те же пошлины, что и все страны Евросоюза. — А что получила Литва от Евросоюза? И каково настроение жителей страны в связи со вступлением в ЕС? — Ежегодно Литва из Евросоюза будет получать примерно 357 миллионов долларов, — больше, чем самой придется платить в бюджет ЕС. Например, только в нынешнем году наши фермеры смогут получить около 214 миллионов долларов прямых выплат. Безусловно, столь заметная помощь ЕС будет способствовать ускоренному развитию нашей экономики. Теперь о настроении населения. Нынче в сентябре Центр исследований общественного мнения «Вилморус» провел в Литве опрос. Его интересовало, как жители Литвы относятся к членству в Евросоюзе? Более 78 процентов опрошенных оценивают его положительно. А в начале июля этого года таких людей было около 76 процентов. Литовцы видят выгоду в том, что их страна вступила в Евросоюз. В чем именно? Это и новые возможности легально работать в других странах ЕС. И растущие доходы населения, и улучшающиеся условия для бизнеса. — Господин посол, Литва находится в стратегически выгодном географическом положении, представляя собой как бы мост между Евросоюзом и странами СНГ… — Совершенно верно. Комиссия ЕС по вопросам транспорта охарактеризовала Литву как транспортный центр региона. Наши морские пути и сухопутные трассы служат транспортной артерией между Востоком и Западом, между Севером и Югом. Главные промышленные центры связывает сеть четырехполосных шоссейных дорог, соответствующих европейскому стандарту. Сейчас строится дорога, соединяющаяся с трансъевропейской транспортной сетью. Она станет частью системы, опоясывающей Балтийское море, и транспортной осью, связывающей Россию и Балтику. Страна предоставляет в распоряжение своих деловых партнеров четыре международных аэродрома и незамерзающий Клайпедский порт. — Как вы оцениваете нынешнее состояние торгово-экономических отношений между нашими республиками с учетом вступления Литвы в ЕС? — Они хорошие и конструктивные. Взаимный товарооборот в последние годы устойчиво растет. В конце 2003 года он достиг 400 миллионов долларов. Нынче же за I полугодие товарооборот вырос более чем на 80 процентов и составил около 350 миллионов долларов. Литва заинтересована в инвестиционном сотрудничестве. Наша страна после 1 мая 2004 года стала частью общего рынка Евросоюза. И теперь, имея предприятия на нашей территории, зарубежные партнеры получают доступ к одному из самых больших рынков мира с населением свыше 450 миллионов жителей. Значит, если они будут более активными, успех обеспечен. Конкретное подтверждение тому – недавнее открытие в Вильнюсе завода по сборке грузовых машин «МАЗ». Литва проявляет большую заинтересованность в инвестициях в Беларуси. Уже сейчас здесь работает свыше 300 предприятий с литовским капиталом. Для наших инвесторов главные условия — стабильное развитие, а также прозрачная и устойчивая законодательная и налоговая база. — Безусловно, особое место в расширении нашего сотрудничества отводится Клайпедскому морскому порту. В чем, господин посол, здесь сходятся взаимные интересы? — Отношения белорусских компаний и Клайпедского государственного морского порта развиваются конструктивно. Действительно, наши взаимные интересы здесь тесно переплетаются. Клайпеда – самый близкий морской порт для Беларуси, расстояние до него от Минска по шоссе – 482, по железной дороге – 594 километра. Из Клайпеды ведут кратчайшие сухопутные дороги к важнейшим промышленным регионам России, Беларуси, Украины и иных стран СНГ. Компании порта уже имеют тесные связи и большой опыт работы с белорусскими поставщиками грузов. Дирекция порта определила сотрудничество с Беларусью одним из своих главных стратегических приоритетов. В 2003 году она учредила в Минске свое представительство. Задача его – всемерно содействовать совместной работе литовских транспортников с белорусскими транспортниками и грузовладельцами. Основу белорусских грузов, обрабатываемых в Клайпеде, составляют нефтепродукты с заводов в Новополоцке и Мозыре. Далее – продукция БМЗ в Жлобине и калийные удобрения из Солигорска. Импортируемые грузы, как правило, сахар-сырец, зерно и корма. Вот уже несколько лет подряд внешнеторговые грузы вашей республики занимают около 22 процентов всего грузооборота порта. За последний год в рамках выполнения инвестиционной программы порта реализован ряд важных проектов. Их общая сумма – около 30 миллионов долларов. Повысились качественные характеристики порта, позволяющие оптимизировать перевозку грузов из Беларуси. Реконструированы пирсы и причалы, развиты железнодорожные и подъездные пути стивидорных компаний, сотрудничающих с белорусскими грузовладельцами. Учитывая географическую близость и экономическую выгоду, Клайпедский порт год от года будет принимать все больше грузов из вашей республики. А это еще раз свидетельствует о мощном экспортном потенциале Беларуси, для которой Клайпеда стала самым близким морским портом Евросоюза. — Итак, подытожим, господин посол: что же меняется в отношениях между Беларусью и Литвой после вступления вашей страны в Евросоюз? — Я уже как-то говорил в своем интервью газете «Рэспублiка» и хочу повторить сейчас. Литовцев и белорусов связывает многовековое историческое прошлое, мы близкие соседи. И после вступления в Евросоюз, исходя из общих интересов, первый акцент делаем именно на конструктивные, добрососедские отношения с вашей республикой. Так было, есть и будет. Полагаю, что для нашего торгово-экономического сотрудничества вступление Литвы в Евросоюз имеет позитивное значение. Если говорить о договорно-правовой базе, то надо подчеркнуть следующее важное обстоятельство. Литва не делала никаких изменений в нашем договоре о торгово-экономическом сотрудничестве. Этот документ вполне соответствует нормам Евросоюза и устраивает Литву и Беларусь. Зачем же, скажите, менять то, что уже прошло испытание временем? Надо вместе наполнять этот договор новым содержанием с учетом нынешних реалий, смелее идти навстречу друг другу, крепить традиционные связи на благо наших двух народов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter