Языком молоть — не дрова колоть

Поляки из деревни Пелище Каменецкого района в иностранной «защите» не нуждаются
Поляки из деревни Пелище Каменецкого района в иностранной «защите» не нуждаются

Пелище — большая деревня не только в масштабах Каменецкого района, но и всей Брестской области. В свое время здесь много строили, нужны были рабочие руки, и ехали в Пелище со всего СССР — за рублем да за жильем. Прошли годы, и для многих эта деревня стала родной. Сегодня белорусы мирно уживаются с русскими, украинцами, азербайджанцами и армянами. А поляки здесь вообще считаются коренным населением...

— Тут жили мои дед с бабушкой, родители, мы с мужем жизнь прожили, дочь в Пелище осталась, работает в социальном приюте. Спрашиваете, не обижает ли нас, поляков, власть? Нет, что вы! Получаю пенсию, есть силы ходить в костел — а что еще надо? Главное, чтобы в семье мир был, остальное — суета. Языком молоть — не дрова колоть... У каждого народа есть плохие, есть хорошие люди, а наций плохих не бывает, — говорит Мария Шилюк. О «заморозках» в польско–белорусских отношениях Мария Францевна говорить не хочет: «Надумано все это...»

— Ну какое, скажите, между нами может быть похолодание? — вторит ей заместитель директора ОАО «Агро–Пелище» Чеслава Гомзюк, тоже полька. — Мы всегда жили в мире, никогда даже не задумывались, кто какой национальности. Соседи мои — белорусы. Мы дружим, Рождество и Пасху сначала католические отмечаем, потом — православные. Извините и поймите, что мне тяжело обсуждать то, что сейчас происходит...

Не хотела говорить на эту тему и Галина Мицкевич, руководитель кружка по изучению польского языка при местной школе. О семье Мицкевичей в свое время я писала на страницах нашей газеты. Это они купили в Пелище деревенский домик и организовали в нем этнографический музей, который стал островком богатой польской культуры. Во всех своих культурных начинаниях Галина Брониславовна всегда встречала поддержку местных и районных властей. О каком «напряжении» или о «репрессиях» она может рассказать?

— Местная польская диаспора — это где–то 200 человек из 1.500 жителей деревни Пелище — самая крупная в Каменецком районе, — говорит председатель Пелищенского сельисполкома Ярослав Валинский. — Но живут, как все, не обособляются. Взять тот же музей. Собираются там и поляки, и белорусы...

Что ж, факты говорят сами за себя. Местные поляки могут без проблем изучать польский, разговаривать на родном языке, никто не запрещает им сохранять свои культурные традиции. Наоборот. Об этом мне рассказывал не только белорус Ярослав Валинский, но и они сами. Тогда, может быть, поляков ущемляют в профессиональном плане? Ярослав Борисович словно ждал этого вопроса:

— Чеслава Гомзюк — заместитель директора ОАО «Агро–Пелище», Иван Гомзюк — главный врач участковой больницы, Евгений Жук — начальник базы филиала «Белтрубопроводстрой», Елена Шилюк — главный зоотехник местного хозяйства, Станислав Гомзюк — заместитель директора учебно–производственного комбината при школе, Роман Гомзюк — один из наших лучших комбайнеров. В этом году хозяйство приобрело два новых МАЗа, и один из них достался Яну Шилюку — он в хозяйстве на хорошем счету. Адам Мицкевич — фермер. Да, мой заместитель — тоже поляк! Достаточно примеров? — интересуется председатель сельисполкома и добавляет, что среди депутатов сельсовета и райсовета тоже есть поляки по национальности.

Еще одно свидетельство тому, что в этой деревне поляки и белорусы, католики и православные живут в мире, я увидела уже за околицей. Это кресты–обереги. С какой стороны ни въезжай в Пелище — везде встречают такие кресты. Со стороны Жабинки — крест католический, со стороны Бреста — православный. И просьбы к Всевышнему у жителей деревни разных национальностей одни: о благополучии в семьях, о здоровье, о хорошей доле для своих детей.

Кому станет лучше от того, что сейчас происходит в польско–белорусских отношениях? Я спрашивала об этом у моих новых знакомых и видела, как им неловко муссировать тему, которая никогда здесь не становилась актуальной. Уж точно не им — пелищенским Гомзюкам, Мицкевичам, Третьякам, Жукам, Лойкуцам, которые никому не давали права говорить от их имени и решать за них, как жить дальше. Они в «защите» доброхотов не нуждаются...

Фото автора.

На снимке: дом, где живет многодетная семья Адама Мицкевича.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter