Явление эскимо глубинке

Собкор "СБ" стала продавцом "супермаркета на колесах"
Собкор "СБ" стала продавцом "супермаркета на колесах"

Облако пыли, взбитое колесами, осело на проселочную дорогу деревушки Железники в Ветковском районе, и старики заохали, обхаживая мерцающий фургон новенького автомагазина. "Ты погляди, Мария, какая витрина - все видать. И рыбу теперь возить будешь всегда? И сливочное масло не тает?!" - не верили крестьяне глазам своим. Заведующий автомагазином Станислав Войтенков - в белом халате, торжественный и важный, как доктор - хлопал дверцами шкафчиков, показывая: а тут еще вот что, потрясая пенсионеров доселе невиданным выбором. "Как в городе", - довольно гомонили железниковские старики.

Новехонький автомагазин - подарок Гомельского облисполкома - оборудован холодильным ларем, витриной, шкафчиками и даже умывальником. Кому ж такой "супермаркет на колесах" доверить, как не Войтенкову? Именно так рассудили в Ветковском райпо. Его председатель Ирина Загреба говорит, что лучшего кандидата не было: Станислав Викторович девять лет верой и правдой отработал водителем автолавки и помощником разных продавцов. Кроме того, 26 деревень Столбунской зоны, что на его попечении, - самый большой участок в районе и настоящая глубинка - круг под 230 километров. Два раза в неделю в каждой должен побывать. Так Войтенков стал первым и единственным в районе заведующим автомагазином - продавцом и водителем в одном лице.

- На прежней автолавке как было, - неспешно объясняет мне Станислав Викторович, пока в пути. - Там лишь стеллажи да полки, витрины нет, поэтому товар хорошо не покажешь. А скоропортящиеся продукты я практически не возил, потому что старые фургоны не рассчитаны на холодильные камеры. Сейчас - пожалуйста: свежемороженая рыба, сметана, молоко, вареная колбаска, масло лососевое, пельмешки. И все это на обозрении. Посмотрел человек и захотел купить. А что не увидел - заказал. Теперь любой каприз покупателя мне по силам. Ну вот, приехали...

Железники, отброшенные от Ветки на 65 километров, считаются большой деревней: до чернобыльской аварии здесь было 300 дворов, сейчас - 11. К лету она заметно разрастается - на каникулы привозят внуков. Место деревенского схода в урочный час - магазин на колесах. Пенсионеры к витрине еще не привыкли - любуются на нее, а заказывают по привычке. Войтенков не подгоняет и не интригует, давая мне понять: здесь надо работать спокойно, размеренно, ненавязчиво, тогда и торговля пойдет.

- Слава, дай мне пять буханок хлеба, батон, плетенку. А то мы за два дня совсем обесхлебились. И "второго хлеба" - пачек 10 дай.

- А это еще что такое? - теряюсь я, чувствуя себя на новой работе как слон в посудной лавке.

- Папиросы, - смеется завмаг и потом еще не единожды растолковывает местное балагурство.

- А молоко, что не киснет, мамочка, есть у тебя? - переспрашивают, хоть на витрине его распрекрасно видно. - Давай мне две коробки. А что такое будет: кофе 3 в 1? Дай-ка, мы с дедом покайфуем, - хихикает старушка под дружный хохот.

- У нас еще и мороженое есть, - киваю на витринную вывеску, и пенсионеры начинают шуршать бумажками в кошельках, словно дети.

Через минуту внуки, вслед за дедами прирулившие на велосипедах, хрустят лимонной глазурью на палочках. Старики не спешат - дома, дескать, посмакуем. Больше часа мы торгуем на центровом пятаке деревни. За это время железниковские пенсионеры и авоськи набили, и внуков ублажили. Теперь время "политинформации". Главные слушатели - Войтенков и я. "В деревне московские земляки - наши бывшие хлопцы - строят церковь. А еще обещали домики поставить для "залетных" агротуристов. Так что твоей автолавки, Слава, скоро для наших Железников будет мало. Придется магазин строить..."

- Надо - построят, - даже не усомнился завмаг. - А в следующий вторник я буду.

В Железниках тормозим еще два раза. Станислав Викторович комментирует: "Старушки слабы здоровьем, так подъезжаю прямехонько ко дворам, чтобы могли сделать покупки". Потому эти хозяйки даже в разговорах категорически против обычного магазина. Говорят, нам до него не дойти. Зато Слава и остановится, и сумки к дому поднесет.

Очередная остановка - Желудье, в 17 километрах от предыдущей деревни. Здесь магазин, наверное, не придется строить никогда. Остались только 4 жилых дома. Новый автомагазин здесь еще не видели. И то, что впервые за последних 20 лет в деревню привезли мороженое, - еще не знают. Правда, и Войтенков не был уверен, что мороженое таки дойдет до покупателя: "Немножко подтаяло, надо бы холодом "подзарядиться". В ближайших планах райпо оборудовать по маршруту следования автомагазина автономные источники энергопитания, а пока завмаг завернул по пути в стационарный магазин и затарился нормальным мороженым. Зато какая сенсация среди четырех покупателей и "россыпи" внуков, когда Викторович сообщил о сюрпризе. Вот только старики все норовили сделать заказ с "черного входа" - распахнутую дверь фургона, а не через окошко витрины.

- Да в той амбразуре человека не видно, не поговорить. Только руки Славы мелькают. Мы лучше через дверцу, - отмахивались от моих призывов к порядку бабульки, то и дело заговорщицки подмигивая.

Пришлось сдаться, памятуя: покупатель всегда прав. Через дверцу "улетали" мороженое, мука, хлеб и папиросы, колбаска, лавровый лист, бутылочка водки - местная форма платы за обработку картошки от "колорада". Единственный на всю деревню мужчина средних лет, очарованный многообразием и новизной, долго размышлял и решился наконец: "Буду брать огурцы и помидоры". Войтенков из удобнейшего шкафчика тут же вытянул добротные весы эпохи советской торговли, которые, к слову, скоро заменят электронными. А я было рванулась за пакетиком. "Кулек не надо, - насторожился покупатель. - Два огурца и два помидора". Смотрю на Войтенкова, а тот доволен несказанно, как будто у него покупают ящик. Завмаг потом для меня провел ликбез:

- На деревне человек вниманием дорожит. Любая оплошность - и к тебе больше не пойдет. Лучше съездит на лошадке за несколько километров в другую деревню или коммерсанту деньги отдаст. У меня же заработок зависит от выручки. На селе народ непривередливый. Радуются малому. А на таком автомагазине я их еще больше порадовать смогу. Всего неделю работаю, но какая разница: и покупают охотнее, и удобства налицо. Теперь были бы только деньги в деревне, а лучший продукт первой свежести мы доставим.

В Столбунской зоне все знают: если Войтенков сказал, так и будет. А в Ветковском райпо тем временем тихо мечтают хотя бы еще о парочке таких машин. Ведь старенькие автолавки колесят еще по 15 деревням, опустевшим после Чернобыля. Значит, там крестьяне толком пока не видели ни вареной колбасы, ни сливочного масла, ни свежей рыбы. О мороженом, понятное дело, и мечтать не могут. Да и стратегический ли это продукт? Вот только если посмотреть на железниковских и желудьевских стариков, нет для них летом большего лакомства, чем хрустящее эскимо.

Справка "СБ"

Сегодня в 10 районах Гомельской области работает по одному современному автомагазину, каждый из которых в среднем обслуживает до 17 малонаселенных деревень. Это первый этап совместной программы Гомельского облисполкома и областного союза потребительских обществ по улучшению качества торгового обслуживания на селе.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter