Зачем Западу заморозка конфликта в Украине

Ястребы в голубиных перьях

Запад демонстративно продвигает идею переговоров между Россией и Украиной, но действительно ли Вашингтон и Брюссель хотят мира?

Тенденцией последних полутора недель в европейских и заокеанских СМИ стали регулярные сообщения о возможном начале переговорного процесса между Россией и Украиной в целях остановки длящегося более восьми месяцев вооруженного конфликта. Первыми удочку забросили корреспонденты авторитетного штатовского издания Politico — и они же стали главным ньюсмейкером темы: всевозможные инсайды из правящих кругов по обе стороны океана сыплются именно с подачи пронырливых спецов из Арлингтона.


Слова расходятся с делами

Если обобщить поток информации, то картина вырисовывается следующая: Запад якобы активно склоняет Зеленского к изменению его непримиримой позиции по дипломатическому урегулированию конфликта. Недавно украинскую столицу посетил с неожиданным визитом советник президента США по нацбезопасности Джейк Салливан. Подробности поездки почти неделю были предметом обсуждений без всякой конкретики, но в четверг канал NBC со ссылкой на свои источники в Украине сообщил, что мистер Салливан «прощупывал почву» для дипломатического урегулирования конфликта. В качестве бонуса за сговорчивость советник обещал украинцам усиление рычагов воздействия на международное сообщество.

Зеленский, правда, отреагировал в довольно специфичной манере. На переговоры он формально согласен, однако выдвинутые им условия для России заведомо неприемлемы. В списке хотелок — «восстановление территориальной целостности, уважение к Уставу ООН, возмещение всех убытков, нанесенных войной, наказание каждого военного преступника и гарантии, что это не повторится». Под первым пунктом, предположительно, имеется в виду возвращение к границам 1991 года, как заявлялось и ранее. Однако проблема в том, что юридически отчуждение территорий, вошедших в состав России, вроде Крыма или Донбасса, невозможно: в РФ на такие действия установлен конституционный запрет. Не менее абсурдно выглядят абстрактные требования уважения к Уставу ООН, на который сама Украина регулярно позволяет себе плевать, и выклянчивание репараций — этот пункт и вовсе не нуждается в комментариях.
Однако слова о мире еще не означают искренности желания его установить. Действия стран НАТО демонстрируют, что на самом деле западные лидеры не хотят окончательного дипломатического прекращения конфликта. 
Так, 10 ноября было объявлено, что Франция поставит Украине еще шесть самоходных гаубиц Caesar, а США ранее официально подтвердили передачу зенитных комплексов NASAMS и Aspide.

Подковерные игры

Зачем нужна вся эта канитель с переговорами, тем более что Киев, мягко говоря, очень избирательно относится к исполнению любых договоренностей? Речь идет, скорее всего, о новой масштабной операции, разработанной в недрах НАТО и преследующей сразу несколько целей.
Во‑первых, в среде западных союзников Киева растет недовольство откровенно хамской позицией Зеленского и его чиновников, а также принципиальным отказом от каких‑либо переговоров. 
Дело дошло до того, что Байдену пришлось на повышенных тонах объяснять украинскому президенту его место в «пищевой цепочке». Об этом сообщила все та же NBC News, подчеркнув, что Зеленский требовал слишком много от американской казны.

Трансформация созданного в первые месяцы СВО наглого и агрессивного образа вечно клянчащей деньги страны — вполне естественный ход западных политтехнологов. Прежняя модель поведения стала вызывать раздражение как у народных масс на Западе, так и у лидеров, поэтому демонстративная готовность Зеленского к переговорам, скорее всего, не более чем пиар‑акция, направленная на коррекцию восприятия Украины в глазах европейских и заокеанских хозяев.

С другой стороны, зондирование почвы для начала мирных переговоров выгодно, как бы это странно ни звучало, и самому Североатлантическому альянсу. Дело в том, что любой конфликт, особенно такой интенсивности и масштабов, как СВО, имеет свою специфику, и к концу осени стало ясно, что обе стороны не готовы продолжать маневренную войну в условиях распутицы и выстраивания долговременных рубежей обороны. Поэтому на Западе видят выход во временной заморозке боевых действий якобы для обсуждения переговорных позиций.

Пока украинские дипломаты будут тянуть время, НАТО восполнит нанесенный ВСУ урон — особенно в плане поставок самоходной артиллерии и зенитных комплексов. Вдобавок планируют на Западе продолжать и подготовку украинских военных, дабы перекрыть чудовищные потери, которые солдаты киевского режима несут на фронте.
Россия готова идти на переговоры. Причем, как заявила в четверг официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, их будут вести с учетом складывающихся реалий.
Важное место в западных размышлениях о дипломатическом решении конфликта занимал Херсон, единственный областной центр Украины, взятый под контроль армией России в ходе СВО и оставленный спустя 8 месяцев. По мнению источников уже упомянутой Politico, сдача города была необходимым условием для старта так называемых кулуарных договоренностей о достижении перемирия. Однако подобное развитие событий маловероятно. Во‑первых, оставление плацдарма на правом берегу Днепра и в том числе административного центра Херсонской области вызвано военной необходимостью и не является политическим решением. Ряд просчетов весны — лета вынудил командование группировки принять непростое решение. Во‑вторых, заморозка конфликта без твердых обещаний отказа Украины от вступления в НАТО не отвечает интересам самой России.
Стоит отметить, что Беларуси также был бы выгоден именно мирный договор с четко прописанными гарантиями безопасности, а не переход СВО в вялотекущую фазу. Более того, трансформация боевых действий в бесконечный цикл перемирий и эскалаций грозит усилением провокаций уже на наших рубежах. 
Коллективный Запад по‑прежнему не оставляет попыток втянуть Беларусь в конфликт, чего мы не должны допускать.

popov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter