Источник: Знамя юности
Знамя юности

Ясно, что ничего не ясно

Эта фраза – единственный разумный вывод, который может сделать польский избиратель, только отошедший от избирательной урны и услышавший первые результаты подсчета голосов. В том числе и его голоса.

Причем по мере прояснения ситуации с официальными цифрами напрашивался и этот неутешительный вывод: ясно, что ничего не ясно! А самое глав­ное, не ясно, что же ждет этого самого избирателя завтра? Нет, и не просматривается для него и «утешительного приза» всех умеренных пессимистов и оптимистов иже с ними. А именно: все будет как всегда. По-английски no news is good news – «отсутствие новостей – уже хорошая новость». Новос­ти, к сожалению, есть. Вот только никто не знает, как их интер­претировать.

Новость № 1. Правящая коалиция с неприличным названием «ПиС» победила, но она же и проиграла… Да, она пока набрала больше голосов, чем остальные партии, но меньше, чем набирала раньше. То есть утратила поддержку поляков, а с нею и право формировать правительство. Вся ее надежда на власть заключается в другой надежде – что ее оппоненты, которые в складчину набирают больше голосов, просто не смогут между собой договориться.
Что тут скажешь – надежду нахлобучивают на надежду.
И поэтому Моравецкий блефует, заявляя, что именно он будет набирать совет министров. Все как в карточной игре – блеф иногда бьет самый козырный расклад! А Моравецкий азартный игрок.

Давайте же заглянем в записи крупье… Пардон, госу­дарственной избирательной комиссии. После обработки 95,96 процента бюллетеней на салфетке нервно начертано: «Право и справедливость» набирает 35,98 процента голосов; праволиберальная «Гражданская коалиция» – 30,17 процента; центристский «Третий путь» – 14,44 процента; «Левые» – 8,48 процента; коалиция националистов и евроскептиков «Конфедерация» – 7,17 процента.

Самый общий вывод: правые и националисты всех мастей (а национализм – это фишка «ПиС») просели и весьма болезненно. И это новость № 2.  «Официальная», или системная, то есть обласканная Брюсселем оппозиция, подросла, но не так мощно, как рассчи­тывали. Это новость № 3. Выпукло проявился запрос поляков на что-то, не связанное напрямую ни с Брюсселем, ни с Вашингтоном. Это выросшие партии «Трети­й путь» и «Левые», в общей сложности набирающие под 30 процентов. И это новость № 4.

Новость № 5. Даже при отсутствии реальной и идейно­й оппозиции, выступавшей бы за отказ от Запа­да, западная повестка в Польше сама разложилась на три примерно равные части. И это очевидное разложение. В то же время это патовое равновесие. Иными словами, когда ясно, что не ясно, кто же победил. Вот вам и пат, который вроде трудно сдвинуть с места. Но это уж точно ложное утверждение.

Ибо такая ситуация идеальна для вмешательства нового игрока с активной антизападной идеей. Или для фашистского переворота, к сожалению, тоже. Переворота, задуманного и осуществленного старыми партия­ми с одной целью – не допустить новичка к влас­ти. Впрочем, это уже прогноз не столько на завтр­а, сколько на ближайшие пять лет из будущего всей Польши, а не одних только моравецких и тусков.

Вадим ЕЛФИМОВ, политолог, кандидат исторических наук.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter