Политолог: коллективный Запад узаконил грабеж – собственность больше не является неприкосновенной

Ящик Пандоры открыт

Брюссель, Лондон, Вашингтон, а вместе с ними и официальный Киев взяли на себя право конфисковывать различные финансовые, экономические и другие активы, находящиеся за пределами Союзного государства Беларуси и России. Насколько угрожающая эта тенденция и что она значит для мира?  Об этом беседа с политологом Петром Петровским.


— Изымают железнодорожные составы, фуры, деньги… Все это похоже на некий узаконенный бандитизм на меж­государственном уровне. Что происходит?

— Массовые нарушения международного права начались не сегодня и даже не вчера. Можно вспомнить Югославию, Ирак, Афганистан или Ливию и увидеть, что страны коллективного Запада во главе с США не особо себя утруждали исполнением норм международного права, когда это относилось к их политическому доминированию. Однако раньше это касалось сферы вмешательства во внутренние дела третьих стран военным путем либо дискриминации неугодных государств через установление санкций.

Сейчас мы видим качественно новый прецедент, напрямую нарушающий основу даже западного общества — неприкосновенность собственности. Напомню, как зарубежные эксперты в 1990-е годы рассказывали нам про ценность института частной собственности, его полезность для экономики и потребность его защиты. Однако там сейчас отказываются от принципа, который нам продвигали как фундаментальный и основополагающий.

То есть теперь открывается ящик Пандоры. А это значит, что хранение на Западе частных или государственных активов, ведение в тех странах бизнеса оказывается небезопасным. Запад может гарантировать неприкосновенность собственности только политически лояльным лицам и странам. Поэтому многие задумаются о том, стоит ли им иметь собственность и активы на Западе. Думаю, что в ближайшее время будут формироваться альтернативные финансовые центры, где хранение активов станет более безопасным.

Для нас же должно быть ясно, что юридических оснований для ареста, а тем более конфискации белорусской и российской собственности нет. Нет никаких судебных процессов и их решений. Фактическую кражу производят путем экспроприации через политическое решение властей, что сомнительно с юридической точки зрения и не имеет ничего общего с легитимностью и законом. Кстати, сейчас многие страны Запада корректируют свое законодательство под «цели конфискации чужой собственности» на их территории — это США, Великобритания, страны ЕС. Против такого подхода выступила Швейцария.

— Были также заморожены активы Центробанка России, размещенные за рубежом активы российских банков и компаний на сотни миллиардов долларов и евро. Из-за этого страна технически лишилась возможности расплачиваться с нерезидентами. При этом власти Украины предложили своим западным партнерам передать в ее бюджет все замороженные ценности России.

— Парадокс в том, что страны Запада тем самым отказались выполнять свои финансовые обязательства в отношении, в частности, той же России и объявили себе же свой технический дефолт в отношении этой страны. Также Запад отказался через санкции от выполнения Россией своих обязательств перед ними. Такое в истории происходит впервые, чтобы обязательства не давал реализовать их адресат, а не обязующийся.

Второй момент, это передача Вашингтоном и Брюсселем чужой собственности киевскому режиму, что демонстрирует не только кражу, но и желание таким образом финансировать киевский режим. Все это делается, чтобы пролилось как можно больше крови в Украине. Соединенные Штаты подбрасывают «новые дрова» в этот костер боев. Белому дому выгодно, чтобы все оказались максимально измотаны и истощены.

Захват по-пиратски

— Беларусь на фоне нынешней спецоперации России в Украине лишилась многочисленной собственности, находящейся на территории этой страны. По сути, произошел пиратский захват наших активов. Можно ли более подробно прокомментировать это?

— Киевский режим фактически украл у Беларуси и ее граждан собственность. Вагоны, удобрения, техника, производства и многое другое было конфисковано через незаконные решения, принятые центральными или местными властями. Государство в этой ситуации стало инструментом обогащения олигархов или бандитов. Чего стоят случаи, когда местный барон в Черниговской области неправомерно завладел белорусскими удобрениями и торговал ими, деньги забирая в свой карман.

Все это демонстрирует пиратский характер киевского режима, который характеризуется рейдерскими захватами, «отжимом» собственности, борьбой за активы. Это его природа, исходящая из кланово-олигархической сущности.

Сейчас олигархи и просто бандиты поживились белорусской собственностью. Завтра они будут вывозить из пылающей Украины все — от холодильника до кипятильника, чтобы заработать на руинах Украины любым путем.

Здесь также стоит отметить, что даже ОБСЕ заявила, что не считает Беларусь участником конфликта в Украине. Понятно, что решения о захвате белорусской собственности можно и нужно опротестовывать в судах. Хотя опять же все зависит от каждой конкретной ситуации. Ведь никто не застрахован, что и в судах начнут принимать политически ангажированные решения. Нужно также задействовать механизмы ООН.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter