Ярославские истоки

О  том,  почему  некогда  устраивать  перекуры  генеральным  директорам  МАЗа  Валентину  Гуриновичу  и  ЯМЗ  Николаю  Александрычеву

О  том,  почему  некогда  устраивать  перекуры  генеральным  директорам  МАЗа  Валентину  Гуриновичу  и  ЯМЗ  Николаю  Александрычеву

На прошлой неделе группа белорусских и российских журналистов посетила Ярославль. Первый комфортабельный туристический автобус Минского автозавода МАЗ-256 доставил нас в древнейший российский город не без приключений. Были и незабываемая встреча с российской ГИБДД, которая за якобы каботажные перевозки (невиданное нарушение: белорусский автобус перевозит москвичей) выписала нам штраф, и доброжелательная гостиница, которая сперва не хотела нас селить, а после — отпускать… 

Но дело не в этом. Мы ехали на юбилей. Старейшее автопредприятие России, а возможно и планеты, Ярославский моторный завод пригласил нас на свое 90-летие. И хотя оно отмечается осенью, эта встреча с журналистами вынашивалась давно  заводчанами. Об этом — первый материал из командировки.  

И МАЗ, и МЗКТ – ведущие белорусские автомобилестроительные заводы — выросли из «детских штанишек», дарованных Ярославским моторным заводом. В конце 40—50-х годов прошлого века на белорусскую землю из древнего российского города было перенесено производство самосвалов, а в 1958-м – машин повышенной проходимости. В далеком 1916 году ЯМЗ основал известный русский инженер и предприниматель Владимир Лебедев, который планировал собирать здесь легковые и санитарные автомобили для фронтов Первой мировой войны. В 1925 году на ЯМЗ собраны первые отечественные трехтонки Я-3, а после из цехов завода вышли первые 4-, 5-, 8-тонные грузовики. Первые советские троллейбусы, среди которых были и двухэтажные модели, ярославцы поставляли в Москву уже в далекие 30-е. С 1947 года Ярославский моторный освоил производство автодизельных двигателей. За эти годы руками автозаводцев собрано свыше 4,5 миллиона дизелей для различной народно-хозяйственной техники.   

— Хотя и на других машинах стоит наш мотор, но минские мне нравятся больше, — утверждает генеральный директор ОАО «Автодизель» Николай Александрычев. Уже два года он возглавляет Ярославский моторный. С ним завод преображается буквально на глазах. Жесткая производственная дисциплина плюс порядок, который практически ежедневно приходится наводить и поддерживать на самом предприятии. Строгую политику диктуют не только акционеры и хозяева – холдинг «РусПромАвто», который с 2000 года владеет ЯМЗ, но и личные качества генерального директора. 

Тридцать лет Николай Александрычев работает на автозаводе. Начинал в инструментальном цеху мастером, а потому знает не только любой уголок многогектарного предприятия, но и технические тонкости любого из моторов. Только один факт. Металлолом, собранный по цехам и каптеркам, которые годами мирно хранили свои сокровища на территории предприятия, позволил предприятию пять месяцев обходиться без закупок металла. Избавился новый руководитель и от всех ненужных непрофильных активов, сократив площадь завода с 178 гектаров до 104. Такая экономия позволила поднять зарплату – у персонала она в районе 11 тысяч российских рублей. С 46 до 42 лет снизился средний возраст в трудовом коллективе. 

Генеральный директор ярославского моторного завода сам не курит и запретил «дымить» на территории некоторых цехов. Кстати, точно такой же шаг предпринял на МАЗе и генеральный директор Валентин Гуринович, недавно лично избавившийся от пагубной привычки. Так что здоровый образ жизни входит в порядок вещей – к нему стремятся руководители крупных промышленных предприятий. И это не может не радовать.  

Сегодня ЯМЗ – крупнейшее дизелестроительное предприятие России. 15-тысячный заводской коллектив, 330 модификаций моторов, около 130 основных потребителей продукции – вот далеко не полные цифры, говорящие о мощности предприятия. За прошлый год завод выпустил около 80 тысяч двигателей. Внутри любой большегрузной российской техники, будь то самосвалы, тягачи, тепловозы, за исключением КамАЗов, обязательно стоит двигатель Ярославского моторного. 

Завод серийно перешел на выпуск двигателей экологического стандарта «Евро-2». В этом году предприятие планирует выпустить 30 тысяч моторов этого стандарта, в прошлом — освоило 23 тысячи. На подходе новые высоты – «Евро-3». К 2008 году его будут обязаны в массовом порядке освоить все автопроизводители. Пока же ярославцами выпущено 10 дизелей ЯМЗ-656 мощностью 350 лошадиных сил. С 2010 года должна быть взята следующая ступенька – необходимо освоить двигатели стандарта «Евро-4». 

Ярославский регион – один из самых быстроразвивающихся в России. Регион-донор, он встает на ноги буквально на глазах. Только в Ярославле, кроме ЯМЗ, расположено еще три автопромышленных предприятия: Тутаевский моторный, заводы дизельной аппаратуры и топливной. Серьезные предприятия нефтеперерабатывающей промышленности – двоюродные братья белорусского «Нафтана» и «Полимира». А еще шинный, резинотехнических изделий. Словом, квалифицированные рабочие кадры сегодня требуются в этот промышленный центр. 

Минск — Ярославль 

Автор выражает признательность за подготовку материала директору центра общественных связей МАЗа Валентину Лопану. 

На снимке: в одном из цехов Ярославского завода.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter