Сельхозсезон на «Чижовка-Арене» был не только самый продолжительный, но и масштабный по числу участников

Ярмарки отшумели и побили все рекорды

Сезон сельхозярмарок в столице заканчивается. Он, напомним, стартовал 18 сентября и побил рекорд по продолжительности, захватив первые зимние выходные. Если в прошлом году было 20 субботних и воскресных кирмашей, то в этом — 24. В центре внимания минчан, конечно, была самая крупная ярмарочная площадка — у «Чижовка-Арены». В каком часу наведывались сюда первые покупатели, где выстраивались самые длинные очереди и сколько картофеля продано за сезон, а также о многом другом корреспонденту «СГ» рассказал заместитель начальника отдела организации торговли и сельского хозяйства ГО «Столичная торговля и услуги» Дмитрий ПЛЕХАНОВ, который проводил на ярмарке все субботы и даже ночью был на связи по телефону с новичками, ехавшими торговать из глубинки впервые.


— Дмитрий Павлович, как оцените сезон на «Чижовка-Арене»?

— В этом году он не только самый продолжительный, но и масштабный по количеству участников. Изначально планировалось провести 20 ярмарочных дней, стартовать 18 сентября и завершить в середине ноября. Но пожелания продавцов и покупателей продлить сезон совпали с теплой осенней погодой. Поэтому завершаем сельхозярмарки в первые декабрьские выходные и приступаем к подготовке к калядным кирмашам.

Несмотря на то что параллельно работали 147 дворовых площадок с сельхозпродукцией и часть личных подсобных хозяйств предпочли такой формат, наша ярмарка побила рекорд по суммарному числу участников — более 5200. Из них 2800 — владельцы личных подсобных хозяйств и 1200 — фермерских. Заявки на участие начали поступать из всех регионов еще в июле, многие заявлялись на весь сезон и отработали от звонка до звонка. Например, хозяева ЛПХ Иван Тихий, Игорь и Лариса Левченко, Иван Симончик.


— Какие объемы продаж в этом сезоне?

— Результаты последних выходных узнаем позже, а за 22 ярмарки продано почти 870 тонн плодоовощной продукции, и это без учета реализованного физическими лицами. В лидерах — картофель, его продали 313 тонн. Цена за килограмм стартовала от 80—85 копеек и доходила до полутора рублей. Большим спросом пользовался сорт «королева анна»: покупатели наслышаны, что его выращивает на приусадебном участке Глава государства, называют его «президентским». Заметил, многие фермеры и владельцы ЛПХ тоже вырастили новинку в этом году и привезли на продажу. А самая привлекательная цена на «королеву анну» была у ОАО «Гастелловское» — 80—90 копеек. Причем если пару лет назад продавали клубни в основном в крупной фасовке — по 25—30 кило, то сегодня переориентировались и предлагают сетки по одному-два килограмма. Ведь в начале сезона люди покупают немного на пробу, а потом берут понравившиеся сорта большими объемами на закладку. Формируем ряды таким образом, что продавцы весь сезон работают на одних и тех же местах, поэтому их найти легко.

Свеклы, моркови, белокочанной капусты, репчатого лука продано по более чем 80 тонн. Реализовано свыше 100 тонн яблок и более 63 тонн свежей рыбы и рыбной продукции. А общий товарооборот превысил 3,8 миллиона руб­лей. Цены на финишных ярмарках на свеклу в этом сезоне варьировались от 1,25 до 1,5 руб­ля, на морковь — 1—1,5 рубля, на белокочанную капусту — 1,2—1,32, репчатый лук — 1,04—2 рубля. Яблоки можно было приобрести за 1—1,35 рубля.


— Куда выстраивались самые длинные очереди?

— Ярмарки работали с девяти утра до четырех вечера, но первые покупатели были уже в половине седьмого. Интерес вызывали ряды системы Белкоопсоюза. Очереди стояли за охлажденными субпродуктами, мясопродуктами, квашеными, солеными и бочковыми овощами. Соленых бочковых грибов в этом году на рядах немного, а у потребкооператоров их в достатке, и торгуют ими до сих пор. Барановичское, Светлогорское райпо участвовали в ярмарках каждые выходные. Полюбились минчанам кондитерские изделия и натуральный домашний хлеб Копыльского райпо. Каждые выходные могилевская «Булочно-кондитерская компания «Домочай» привозила продукцию, и за ней выстраивалась очередь. Привлекательные цены на овощи были у ОАО «Василишки» Щучинского района. ФХ «Анита» Лидского района и ФХ «Дивный сад» Воложинского района торговали грушами, яблоками и саженцами по приемлемым ценам. Также пользовалась спросом продукция Минского парниково-тепличного комбината, комбината «Мачулищи», Минской овощной фабрики, фермерских хозяйств «Вишнево-Агро» Воложинского района, «Шарича В. И.» Лидского района.

Медовый ряд радовал минчан дегустациями и огромным выбором продуктов пчеловодства. В отдельном ряду Белорусского союза предпринимателей можно было приобрести непродовольственные товары. Солигорский и Кличевский РКБО продавали постельные принадлежности, трикотажные, швейные изделия. Ремесленники привозили свои работы, выставлялся даже кузнец.


— Правда ли, что сезон сельхоз­ярмарок имеет определенный цикл развития?

— Все верно. В первые-вторые выходные они только набирают обороты, ближе к концу сезона идут на спад. В этом году самые насыщенные по продавцам и покупателям, а также по продажам выдались ярмарки в начале октября. На «Чижовка-Арену» приезжали целыми семьями, чтобы с пользой и в удовольствие провести время. Во-первых, выгодно купить сельхозпродукцию — цены здесь ниже магазинных, к тому же продавцы охотно дают продегустировать продукт, делают скидки от объема и под конец ярмарки, при необходимости везут заказ на дом. Во-вторых, на торговой площадке работала зона фуд-корта с драниками, блюдами, приготовленными на гриле и открытом огне. Были развлечения для детей: батуты, катание на пони, прокат электромобилей, можно было записать ребенка в кружки и секции Белорусской федерации оздоровительной гимнастики.


— Дмитрий Павлович, насколько популярны были услуги доставки?

— Каждые выходные на ярмарке дежурил автомобиль нашего объединения. Бесплатно развозили по адресам продукцию ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам I и II группы, пожилым старше 80 лет. За сезон наша машина сделала 160 рейсов, в каждом по несколько адресов. Большую помощь оказали молодые ребята из БРСМ. Они подносили купленную продукцию пожилым прямо до квартиры, если те живут недалеко от площадки, или до нашего буса. У потребкооператоров были тарные тележки, облегчившие доставку. В этом году немало возрастных покупателей, самому старшему, с кем общался, 96 лет. А те, у кого ярмарка прямо у дома, приходили каждые выходные как в магазин — купить немного домашнего сала или свежевыпеченного хлеба.

ostapchuk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter