Янина Корольчик: я стала сильнее

Яна КОРОЛЬЧИК всегда выглядела эффектно.
Яна КОРОЛЬЧИК всегда выглядела эффектно. Чемпионка мира, олимпийская чемпионка Сиднея в толкании ядра - прекрасный пример того, что даже в такой силовой дисциплине, где требуются мощь и стальные мышцы, есть место грациям. Я не видел ее уже больше года. Собственно, со времени допингового скандала, который лишил Корольчик возможности участвовать в афинских играх и вообще вывел из соревновательной программы на долгих два года. Коротая время в ожидании встречи, пытался угадать: сильно ли Яна за это время изменилась? Должна была измениться. Главным образом внутренне. Что ни говорите, а такие удары судьбы не проходят бесследно. Вот и телефон ее долгое время молчал. Она просто не снимала трубку. А журналистское радио настойчиво твердило: Корольчик избегает встречи с журналистами. Значит, действительно изменилась. Раньше более открытого и словоохотливого человека, чем Яна, днем с огнем было не сыскать. А тут вдруг замкнулась, отгородилась... А вот, кстати, и она. Да, выглядела Яна всегда эффектно...

- Яна, ты, говорят, скрываешься от нашего брата: на звонки не отвечаешь, от интервью наотрез отказываешься... Ушла в подполье?

- Нет, почему? Мы же вот сидим с тобой, общаемся. Просто в определенный момент я очень устала от всей этой суеты, излишнего внимания к своей персоне. Да и просто лень было снимать трубку, разговаривать с кем-то, на вопросы отвечать.

- Да, давненько о тебе ничего слышно не было... Как ты вообще?

- Я в порядке. Тренируюсь. Всего год простоя остался, а потом - в бой.

- Если мне не изменяет память, именно год назад, после допинговой дисквалификации, ты и взяла обет молчания.

- Не обижайся, но мне на тот момент ужас как надоели журналисты. Такие вопросы дурацкие задавали, ну честное слово... Что с квартирой? Как с машиной? Во сколько встала? Что поела?.. Неужто это так всем интересно?

- Олимпийский чемпион, а тем более - спортивное лицо нации, коим ты являлась, интересен всегда. А вот после свержения с Олимпа - уже вряд ли. Кстати, много оказалось людей, которые поддержали тебя, не бросили в тяжелую минуту?

- Это самые близкие и родные мне люди. Мой любимый человек, мама, брат, близкие подруги... Та же Наташа Сологуб, с которой мы вместе многое пережили, тренеры, врач, массажист. А остальные... Теперь я их называю емким словом: "прилипалы". Такая категория людей всегда была и всегда будет. И газеты некоторые ведут себя очень похожим образом. Когда ты на пике - превозносят, а приключилась беда - о поддержке можно забыть... И некоторые журналисты просто перестали для меня существовать. Теперь руководствуюсь принципом: чем меньше общаешься с журналистами, тем больше они тебя уважают.

- Не боишься попасть в немилость к прессе?

- Если у тебя нет врагов, значит, жизнь прожита зря.

- Ого! Много ты, видимо, всего передумала за это время...

- Трудности закаляют. Я стала сильнее. Есть еще одно мудрое изречение, которое гласит: "Когда человек добивается успеха, у него появляются мнимые друзья и настоящие враги". Сильно сказано. И метко.

- Давай все-таки окончательно разберемся в истории с твоей допинговой дисквалификацией и поставим на этой теме точку. У тебя был год на размышления, ты наверняка все обдумала не раз, взвесила и пришла к какому-то выводу...

- Я знаю точно, что осознанно ничего запрещенного не принимала. Готова поклясться. А подхватила эту заразу на турнире в Германии. Как? Не знаю.

- Слушай, а вот почему с нами вечно такие нелепости приключаются? Ты стала жертвой, Сашка Герасименя тоже понятия не имеет, как в ее организм эта дрянь попала. Что за детективные истории такие?

- Вот это самое обидное. Если знаешь, на что шел, рискнул, попался - ну, значит, так тому и быть. Как говорится, за что боролся... А то вот сиди, гадай и думай: как, почему?

- Додумалась?

- Кто стал вторым на Олимпиаде, помнишь? Немецкая спортсменка Кляйнерт. Она поменяла "бронзу" на "серебро" после дисквалификации Коржаненко. Меня тоже нужно было убрать с дороги. На турнире в Германии сделать это было проще всего. Ответ, как видишь, прост.

- Твой сегодняшний уровень подготовки позволил бы завоевать медаль в Афинах?

- Олимпиада - турнир непредсказуемый. Сколько фаворитов осталось без медалей, сколько сюрпризов было преподнесено...

- А наши толкатели ядра могли выступить лучше?

- Вне всяких сомнений. Беларусь всегда была "ядерной" державой. Об этом говорит и наше представительство в этом виде программы: трое толкателей у мужчин, двое - у женщин. Но... Не вышло, не получилось. Почему? Об этом не мне судить.

- Да, но твой результат в Сиднее был не в пример лучше...

- 20 метров 56 сантиметров. А в Афинах для победы в итоге хватило 19,59.

- Номинально это второй результат. Первый - у Коржаненко...

- Как и что было на самом деле, знают только она сама и штаб российской команды. Я скажу лишь одно: толкнуть 21,06 - это впечатляет. Таких высоких результатов в этом сезоне никто не показывал.

- По большому счету, вы все, спортсмены и легкоатлеты в частности, ходите по лезвию бритвы. Поймают - не поймают, обнаружат - не обнаружат...

- Разговоры о том, принимал атлет запрещенные препараты или нет, будут вестись всегда. И главным образом они исходят со стороны соперников и недоброжелателей, которые желают свергнуть тебя с вершины, на которую ты, а не они, сумел взобраться.

- Тем не менее на этой Олимпиаде с допингом явный перебор. Ты так не думаешь?

- С каждым годом в список запрещенных входит все большее и большее число препаратов. Выпьешь анальгин или лекарство от насморка, а тест потом покажет в крови допинг. Нагрузка на спортивную медицину сейчас, конечно, сумасшедшая. У них тоже своя гонка за рекордами.

- Вопрос о том, кто тебя больше других порадовал на Олимпиаде, наверное, можно и не задавать...

- Я очень рада за Юлю Нестеренко. Это, наверное, главная неожиданность всей Олимпиады. Не только у нас в Беларуси не ожидали от нее такого результата, но и весь мир был просто в шоке. На нее никто не ставил. Победить в спринтерской, самой престижной дистанции темнокожих спортсменок - это дорогого стоит. Если говорить откровенно, я думала, что она выйдет в финал и, возможно, поборется за медаль. Но чтобы выиграть... Молодец Юлька!

- На твой взгляд, что стало главной причиной такого взлета?

- Грамотная и плодотворная работа. Правильно спланировали подготовку, и пик формы Юли пришелся аккурат на Афины. А может, потому и выиграла, что от нее не ждали медали. Не было этого психологического груза: ты должна, ты обязана...

- Четыре года назад ты тоже возвращалась с Олимпиады триумфатором...

- Жизнь чемпиона меняется кардинально. Вот и Юле Нестеренко это придется пережить. Теперь от нее будут ждать только самых быстрых секунд и место ниже первого будет считаться неудачей. Психологически это очень тяжело, по себе знаю.

- А тут еще слава мирская обрушится: фотосъемки, бесчисленные интервью и презентации, софиты и юпитеры... Затягивает же! Ты ведь после сиднейской Олимпиады тоже вела красивую светскую жизнь. Кружилась...

- И после всех этих банкетов, заметь, как ни странно, в 2001 году выиграла чемпионат мира. Это, по-моему, о чем-то говорит. Но тяжело все время быть первой, вот в чем дело.

- Что посоветуешь нынешним спортивным героям? Исходя из своего опыта...

- Больше времени уделять семье и родным - это лучший отдых. И не забывать о тренировках. Поменьше обращать внимания на светские рауты и тусовки. Есть время - пожалуйста, но ни в коем случае не приносить в жертву работу. И не надо бояться при этом оказаться непонятым. "Спортсмены - детям" прекрасная акция, благородная. Но если она будет идти вразрез с моими тренировочными планами, извините, я не поеду. Всякое другое решение - это непрофессионализм.

- Угу... Яна, а ты вроде как-то похорошела, что ли...

- Ну не знаю... Приятно слышать. Значит, вынужденная передышка пошла на пользу. Сейчас хоть появилось время в салон красоты лишний раз заглянуть.

- Тебя все еще узнают на улицах?

- Да, случается. Хотя что здесь удивительного, после той рекламы, которая была мне сделана... Вашей, вот, например, газетой. Всем, наверное, памятен этот громадный стенд и мой лик на нем с золотой олимпийской медалью. "Смотри-смотри, - шептали тогда вслед, - "Советская Белоруссия" пошла..." И сейчас подходят, улыбаются, интересуются делами. Некоторые даже не в курсе о дисквалификации и в недоумении вопрошают, почему я не поехала на Олимпиаду.

- Ну так пекинские старты уже не за горами. Четыре года всего осталось...

- Неужели ты думаешь, что у меня на этот счет другие планы? Олимпиада в Сиднее не была для меня последней...

- А кто сомневается, Яна?..
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter