"Ямочный ремонт" дорог - ноль эффективности.

Почему вместо того, чтобы разрабатывать новые технологии и материалы для дорожного ремонта, у нас "латают" ямы?


Казалось бы, совсем недавно капитально обновили в Минске улицу Сурганова, но она вновь покрылась выбоинами, будто никакого ремонта и не было.
Хорошо бы дороги, как здания, строить на века. Дорожники утверждают, что это невозможно: климат, мол, у нас не подходящий для этого. За зиму несколько раз оттепели сменяются морозами, а такой режим губителен для дорожного полотна — по нему идут трещины, преобразующиеся потом в колдобины. Но только ли климат виноват? Умудряются же дорожники стран Скандинавии и Канады, где погода зимой капризничает так же, как у нас, строить автотрассы, выдерживающие несколько лет эксплуатации в режиме интенсивного движения.
Ладно, если нельзя строить на века, то, наверное, можно определить хоть какой-то приемлемый для пользователей дорог срок, в течение которого отремонтированное покрытие не должно утратить своих качеств. Другими словами, дорожники, как и производители товаров, должны давать гарантию на результаты своей работы на определенное время — 3, 5 или 7 лет. А информацию об этом следовало бы помещать на любом фонарном столбе, расположенном на обновленном участке, чтобы каждый мог видеть, держат дорожники слово или нет. Таким образом будет налажен общественный контроль за деятельностью этих служб. И если до истечения указанного срока дорога потеряет свои качества, то организация, занимавшаяся ее обновлением, должна будет на собственные средства произвести восстановительные работы.
Может быть, тогда специалисты дорожных служб задумались бы о том, что лучше один раз грамотно распорядиться бюджетными средствами (а именно они идут на ремонт магистралей), чем потом тратить деньги из собственного кармана. Пока же дорожники избалованы вниманием: даже технику нередко приобретают за счет государства. А вот о том, чтобы какая-то строительная организация была вынуждена еще раз ремонтировать участок дороги, переделывая за свой счет то, что было выполнено некачественно, слышать не приходилось. Поэтому у большинства наших граждан создается впечатление, что дорожным службам просто выгодно “перемалывать” государственные ресурсы. А это деньги, которые платим мы, налогоплательщики.
Как по-другому расценить так называемый ямочный ремонт, “изобретением” которого, видимо, гордятся отечественные дорожные организации? Вот один пример. В Минске на улице Куйбышева от Комаровского рынка до улицы Сурганова, наверное, не осталось ни одного квадратного метра дорожного полотна, где не стояли бы “заплаты”. Их накладывают практически постоянно, поскольку старые латки выдерживают недолго. Так и хочется спросить дорожников: ямочный ремонт — это процесс или результат?
Особенно плохо обстоит дело с поездками по дворовым территориям. В нашем дворе ямы заделывают каждый год, но хватает этого, с позволения сказать “обновления”, на 4—5 месяцев. Получается, что остальные 7—8 месяцев автомобилисты вынуждены ездить по колдобинам, подвергая нешуточным испытаниям узлы и агрегаты своих автомобилей.
Наверное, дорожникам выгодно производить такие работы очень. На ямочный ремонт не требуется проектно-сметной документации, а значит, и контроль за расходованием средств наладить очень сложно. Может быть, поэтому ГПО “Горремавтодор Мингорисполкома” — организация, которая отвечает за состояние дорог в столице, данные об объемах ямочного ремонта старается не афишировать. Не озвучивается и сумма расходов на латание дыр.
А вот Могилевский горисполком не делает секрета из этих данных. На своем сайте он поместил график ямочного ремонта, из которого явствует, что заделка в марте—апреле 9 тысяч кв. м колдобин обойдется в 350 миллионов рублей. Получается, что 1 кв. м “дыры” стоит около 40 тысяч рублей, а в Минске, скорее всего, на 10—15 тысяч больше. Но вряд ли те, кто ведет учет выполненных работ, ходят с рулеткой и высчитывают все с точностью до миллиметра.
А теперь давайте подведем небольшие итоги. Хотя в последнее время информацию об объемах ямочного ремонта в Минске получить сложно, будем опираться на цифры 2007 года, которые вряд ли уменьшились за последнее время. А тогда ямочный ремонт был выполнен на площади более 300 тысяч кв. м. Таким образом, на “латки” в столице ежегодно расходуется огромная сумма — как минимум 15 миллиардов рублей! На эти средства можно было бы капитально отремонтировать не один километр городских улиц.
Необходимую ясность в работу дорожников внес Комитет государственного контроля Республики Беларусь, который провел масштабную проверку дорожных организаций. В ходе ее выявлены многочисленные факты необоснованного завышения объемов и стоимости выполненных работ, некачественного ремонта и содержания автодорог. Еще один вывод заключается в том, что значительные суммы бюджетных средств  используются  на разработки новых технологий и материалов, направленных на снижение стоимости дорожных работ и повышение их качества. Однако, как показала проверка, в практической работе эти новшества почти не используются. Может быть, потому, что они не так выгодны дорожникам, как латание дыр?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter