Питерские конструкторы создали уникальный катер для белорусских болот

«Ямал» да удал

Питерские конструкторы создали уникальный катер для белорусских болот

Мы увидели его издалека, еще только подъезжая к причалу морского клуба в Стрельне. Сгущались ранние зимние сумерки. Все сложнее становилось разглядеть что–либо за окном автобуса. Разве что припустивший вдруг снегопад, столь редкий нынешней зимой, потому неожиданный. Но вот белый катер на белом с серым отливом льду Финского залива, стоящий у берега, чуть в стороне от причала, увиделся сразу! Может, потому, что хотели его увидеть, наслышанные о новой необычной амфибии на воздушной подушке, сконструированной питерским ЦКБ «Нептун» и заинтересовавшей службы МЧС Республики Беларусь?

Нас, группу журналистов Союзного государства, знакомившихся в Петербурге с ходом реализации совместных программ России и Беларуси, ждали здесь раньше, к обеду. Но пока добирались сюда, на юго–запад мегаполиса, из северной его части, где расположен знаменитый Физико–технический институт им. Иоффе (один из лидеров союзной программы по электронике), пока сориентировались в многочисленных стрельненских дорожных знаках (туда — нельзя, там — тупик), как раз и стемнело. Однако встречающая сторона дождалась нас. И что самое главное, дождалась гостей команда нового судна «Ямал–730».


Судно это по–своему уникально. О чем свидетельствуют его технические характеристики: практически бесшумный мощный двигатель французской фирмы Renault, полезная нагрузка — 800 кг, емкость топливного бака — до 100 литров. Ходит как по воде, так и по льду, то есть использоваться может круглогодично. Отличается повышенной устойчивостью, которую придает ему бескилевая схема гибкого ограждения воздушной подушки с расходными баллонами. А это, в свою очередь, избавляет пассажиров «Ямала–730» от возможной качки. Проверено на себе!


С разрешения первого заместителя генерального директора ЦКБ «Нептун» Сергея Котловича желающие смогли тут же удостовериться в отличных качествах амфибии. Желающих в не слишком приятную, мягко сказать, погоду (к снегопаду добавился ветер с залива, а он у нас обычно не церемонится, ведет себя по принципу «гулять так гулять») набралось с десяток человек. Именно столько вмещает судно.


«Упаковались» мы в салоне на мягких креслах, сидим, ждем старта. Минут семь, наверное, ждали, гадая, как далеко умчит нас «Ямал» по заливу.


Моим белорусским коллегам, естественно, хотелось, чтобы подальше — интересно глянуть на город с воды, пусть даже чисто символически, учитывая и время года, и время суток. Так бы и не догадались, что уже в пути, если бы не капитан, завернувший такой вираж на ледяной глади, что не почувствовать было нельзя. Оказалось, мы промчались на амфибии несколько километров и уже идем назад!


— Ну как, понравилось? — встречает нас на берегу Сергей Котлович. — Между прочим, корпус для «Ямала–730» и гибкое ограждение изготовлены нашими белорусскими коллегами из минского «ОКБ ТСП». Использовали они для этого композитные материалы. Те обеспечивают водонепроницаемый корпус, высокую прочность, а также теплозвукоизоляцию судна. Не скрою, не сразу все у нас с минчанами получилось. Были, в частности, некоторые нестыковки в оценке качества поставляемого для катера корпуса. Но главное, как известно, желание. А мы, как и наши коллеги с берегов Западной Двины, хотели сотрудничать. Потому сумели найти общий язык...


Интересуюсь у Сергея Валерьевича, на кого рассчитан амфибийный катер на воздушной подушке? Кто–то уже проявил к нему интерес? Не будет он пылиться у причала производителя?


— В чем назначение катера? В первую очередь предназначен он для спасательных работ. «Ямал–730» маневренный, всепогодный, комфортабельный, скоростной, — рассказывает Котлович. — Годится для использования в приграничных зонах, а также на болотистых и обмелевших реках. Из россиян им заинтересовались службы МВД, МЧС, Министерство обороны и ФСБ, руководители северных регионов страны. Недавно я был в командировке в Минске. Выяснилось, что и белорусские спасательные службы хотели бы иметь у себя такую амфибию. Сейчас совместно с некоторыми минскими компаниями проводим разработки и испытания по композитному бронированию судов — еще одно направление нашего сотрудничества с соседями...


В свое время МЧС Беларуси приобрело для служебных целей четыре катера проекта «Арго». Они аналогичны «Ямалу», но стоят в два раза дороже. Естественно, выгодней те, что ничуть не хуже, но дешевле. А если будет налажено, как надеются в ЦКБ «Нептун», полноценное совместное производство, и не на год–два, а, как говорится в таких случаях, на перспективу, можно будет подумать и о совместном рынке сбыта. Тем более что одним «Ямалом» питерское конструкторское бюро не ограничивается, проектируя и другие суда целевого назначения.


Людмила Безрукова

Lb20.08@mail.ru


Советская Белоруссия №13 (24396). Четверг, 23 января 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter