Почти 82 миллиона рублей прибыли получили в прошлом году отечественные пивовары

Ячменный индикатор развития

Почти 82 миллиона рублей прибыли получили в прошлом году отечественные пивовары. Рост в 4,5 раза. Всего выпущено 43 миллиона декалитров пенного напитка. С поручением Президента, касающимся финансового оздоровления, повышения эффективности производства, справились все без исключения предприятия. Основные игроки на пивном рынке Беларуси — шесть ведущих компаний. На их долю приходится 98 процентов продукта. Правда, некоторые из них в последнее время перешли под управление зарубежных инвесторов. Все они с мировыми брендами и известностью. А еще с солидными средствами и передовыми технологиями. На двух предприятиях — минской «Кринице» и ОАО «Брестское пиво» — контрольный пакет акций у государства.


Конечно, Беларусь сложно назвать пивной страной. По данным статистики, на душу населения приходится 34,5 литра. Отстаем не только от «законодателей моды» Германии и Чехии, но и от ближайших соседей — России, Литвы, Польши. Да, как один из факторов приобщения к трезвому образу жизни — весьма неплохо. Но есть одно но: белорусы предпочитают напитки куда покрепче. В структуре потребления алкоголя на пиво приходится только 12—15 процентов. 

Тем не менее отрасль — важный элемент экономики и импортозамещения: 83,2 процента внутреннего рынка сегодня — отечественный продукт. Объемы импортной продукции сокращены почти на треть в натуральном выражении и более чем на половину в стоимостном, 58 сортов производится по Программе импортозамещения. Еще два года назад их выпускалось вдвое меньше.

Солидно прибавил экспорт. Основные рынки сбыта — Россия, Украина, Литва. В 12 раз (!) по сравнению с 2015 годом увеличились поставки в Китай — до 46,7 тысячи декалитров. А всего за рубеж поставлено пива, кваса и пивоваренного солода более чем на 52 миллиона долларов. При этом  надо иметь в виду, что экспорт осуществляют только пивоваренные компании, а завозят пиво более 40 субъектов внешней торговли.

Правда, по диверсификации рынков сбыта есть еще вопросы. На встрече  с руководителями предприятий председатель концерна «Белгоспищепром» Александр Забелло не скрывал озабоченности. Наш основной рынок — российский. И если  поставки туда в натуральном выражении превысили уровень прошлого года, то  в денежном — просели. В первую очередь из-за  девальвации рубля. Сейчас концерн активно развивает другие направления поставок. Приоритет дальней дуге — Африка, Юго-Восточная Азия, латиноамериканский континент. Долгосрочные контакты заключены с Вьетнамом, Лаосом, Камбоджей, налаживаются связи с Таиландом, Турцией, Бразилией.

Самый крупный экспортер — ОАО «Криница». Его доля — 60 процентов общего объема. Предприятие, которое в свое время  по уши увязло в долгах, наконец-то вышло на прибыльную тропу. С новым руководителем здесь многое поменялось. Гендиректор Александр Кижук сразу обозначил  четкую стратегию развития. Со специалистами внимательно изучили  тренды рынка и конкурентов. Практически полностью обновили  контрольные лаборатории, начали тщательнее относиться к сырью, особенно для популярных стратегических сортов. Поменяли некоторые важные составляющие. Например, белорусский хмель сменил зарубежный в  основных линейках продукции, но натуральный вкус продукта остался неизменным. 

Стабильно расширяются адреса поставок. Как результат — продукцию предприятия могут оценить теперь даже в славящейся своими пивными традициями Германии. А приобщиться к белорусскому квасу от «Криницы» есть уже возможность в США, Китае и Новой Зеландии. 

Как известно, большинство рецептур пива основаны на сочетании  трех компонентов — воды, хмеля и солода. Казалось бы, с этим нет никаких вопросов. Кристально чистой воды предостаточно, в стране ежегодно заготавливается более 150 тысяч тонн пивоваренного ячменя. Отечественное сырье ОАО «Белсолод» в Иваново ни в чем не уступает импортному. В странах СНГ, в том числе России, современных высокотехнологичных производств такого плана нет. Значит, продать отечественную продукцию можно весьма выгодно. Темп роста поставок солода в 2016 году — 100 процентов. Основные рынки — Россия, Вьетнам, Лаос, Малайзия, Молдова. Прорабатывается вопрос с Бразилией. 

А вот с хмелем пока определенные проблемы. Нет гарантий его качества, поэтому нужна сертификация такого сырья. Подключили и ученых Академии наук.

До 2014 года в отрасли ставки акцизов повышались десять раз. Наконец голос пивоваров услышали, в прошлом году они остались прежними. Естественно, такую новость рынок воспринял с оптимизмом. Однако постепенное снижение акцизов на крепкий алкоголь пивовары считают несимметричной мерой. Верхняя планка наценки  на него на уровне 60 процентов, а на пиво она не ограничена. В результате в цене градуса алкоголя в кафе и ресторанах пиво кардинально проигрывает водке. Если раньше посетитель заходил сюда и, пока знакомился с меню, заказывал бокал пенного напитка, то сейчас просит сто граммов водки и какой-либо сок. Здесь, несомненно, есть вопросы, и разобраться в них предстоит новому ведомству — Министерству  антимонопольного регулирования и торговли.

По мнению председателя концерна «Белгоспищепром» Александра Забелло,  пивоваренная отрасль — своеобразный индикатор развития страны. Она весьма технологична, поэтому ее уровень свидетельствует о восприятии инноваций. На модернизацию за последние годы  потрачено более 300 миллионов долларов, в том числе  160 миллионов собственных средств, как государственных так и частных компаний. Привлечены и значительные кредитные ресурсы белорусских и зарубежных банков. Эффект несомненный. В этой сфере достаточно сложное производство, а на качество конечного продукта влияет множество факторов: натуральность ингредиентов, оборудование и технологии, система контроля, условия хранения и скорость доставки. 

В свою очередь, качество отражает развитие аграрной и перерабатывающей отраслей, экологическую ситуацию. Об этом говорил и Президент, который дал конкретные поручения по модернизации отрасли. А потенциал роста у отечественных пивоваров есть. И немалый.

shevko@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter