19 августа отмечается второй Спас, яблочный

Яблочный Спас — ешь сейчас и про запас

Конечно, главная августовская работа крестьянина — на поле, но и в саду, в огороде в это время выспевает и созревает урожай. Так что поспеть надо везде. 17 августа — день Авдотьи–огуречницы, ведь идет массовый сбор огурцов, а их у нас с давних времен умели заготавливать мастерски. Казалось бы, рецепт известен и ничего нового в нем нет: берутся огурцы, укроп, чеснок, соль, перец... Но у каждой хозяйки соленья и маринады получаются совершенно разные. Иногда в качестве особой добавки мастерицы брали травы, стебельки горчицы, веточки любистока, а также кориандр. А еще для огуречных заготовок очень важна вода. 


19 августа — праздник Преображения Господня. Установлен он в честь события, когда в середине своего земного служения Христос привел учеников на гору Фавор, его лик и одежда внезапно засияли золотом и голос с небес известил, что Иисус — Сын Божий.

Золото — обязательный элемент божественной, сакральной и царской власти и соответствующей этому положению атрибутики (корона, мантия, скипетр, жезл). Среди самых популярных образов в белорусском фольклоре — необыкновенные, чудодейственные «золотая гора» и «золотое дерево» (видимо, здесь к месту вспомнить мировое Древо Жизни). У золотого дерева — золотые ветви, золотые листья и золотые яблоки. Иногда яблоки бывают парными — одно золотое, второе — серебряное. Кроме того, золото и серебро в паре символизируют золотое сияние солнца и серебристый свет луны, и тем самым — женское и мужское начало. Как и у многих других европейских народов, золото и серебро связаны с добрым, сакральным действием, поэтому могут выступать оберегом от злых сил. Например, серебряной пулей или другим оружием из этого металла персонажи различных преданий уничтожали оборотней.

19 августа отмечается второй Спас, яблочный — кроме основного, религиозного, содержания, еще и праздник плодов земного урожая. Считалось большим грехом есть яблоки до этого дня: если согрешить, то на том свете не достанется золотых яблочек с серебряных деревьев. Особенно строго соблюдали запрет родители умерших деток: боялись, что Бог на небе не даст их ребенку яблочко.

Второй Спас называют великим. Начинается двухнедельный пост, названный в народе «Спасаўкай–ласаўкай» в отличие от «Пятроўкi–галадоўкi», когда урожай еще не созрел. Верующие несут в храмы освящать не только яблоки, но и груши, сливы, крыжовник и стручковые овощи. Навещают и родные могилы, символически оставляя яблоки для умерших близких людей.

От Спаса, своеобразной границы между летними и осенними циклами работ, начинали сеять озимые и копать раннюю бульбу. Было уже что продавать, поэтому начинали шуметь богатейшие осенние ярмарки.

Но как говорили: «Спас — лета шась!» Осень замаячила на горизонте. Сухая погода на второй Спас обещала такую же сухую осень, дождливая — «макрэчу», а ясный и солнечный денек — морозную зиму. Если аисты отправлялись в теплые края за неделю до Спаса, зима ожидалась ранняя и морозная, а весна классическая — бурная и солнечная. Если же аисты задерживались и улетали после Спаса — ожидали сухую золотую осень, но весну — довольно прохладную. Однако в любом случае: «Спас — бяры рукавiцы ў запас».

21 августа — Мирон–ветрогон. Каков Мирон — такой и январь.

Советская Белоруссия № 154 (24784). Пятница, 14 августа 2015

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter