Классика — вечное яблоко раздора для режиссеров и зрителей

Яблочко раздора

Классика — вечное яблоко раздора для режиссеров и зрителей...

Когда залетные антрепризы привозят нам свои легкие бульварные комедии — это дело привычное и понятное. В конце концов, смех очищает и продлевает жизнь. Даже в академических стенах именно комедия сегодня — царица сцены. И это, наверное, справедливо. Многие режиссерские ребусы при ближайшем рассмотрении оказываются элементарным заимствованием с чужих уже лет пять как отработанных образцов или просто унылым занудством, от которого сводит скулы даже у гардеробщиц. Однако недавно антреприза подняла прогрессивной публике боевой дух: в кои–то веки из Москвы привезли пусть и комедийную, но все–таки классику — постановку «Наливные яблоки» по пьесе Александра Островского «Правда — хорошо, а счастье — лучше».


Классика — вечное яблоко раздора для режиссеров и зрителей: как ее ставить, стоит ли осовременивать, наполнять несвойственными смыслами? Тем более классика, существующая в независимом продюсерском проекте: бережно ли к ней там отнесутся, не нагрузят ли пошлым балластом? В «Наливных яблоках» стараются сохранить классический дух: сад, самовар, блюдце, конфеты–бараночки. Все приметы здорового купеческого быта. Никаких инверсий тут и не предвидится.


Спектакль был поставлен еще в 1989 году главным режиссером московского театра им. Маяковского Андреем Гончаровым, а в нынешнем виде восстановлен актером Романом Мадяновым, играющим одну из главных ролей. Постановка посвящена памяти Гончарова, и актерский костяк составляют актеры «Маяковки» и примкнувший к ним мастер комедий Валерий Гаркалин.


Не знаю, много ли сохранилось в «Наливных яблоках» от спектакля 1989 года. Ту постановку не видел. Как и не могу судить, какую реакцию вызвал бы спектакль у режиссера Гончарова. Актеры играют выпукло, жирно и весело. Иногда возникает такое чувство, что они забывают, что играют пьесу Островского. Кто сомневался, что Валерий Гаркалин — прекрасный комик? Но его Амос Панфилович Барабошев сильно напоминает пациента психиатрической клиники, причем буйного отделения. Большую часть сцен Валерий Борисович изображает как бы нетрезвого купца, мечтающего опохмелиться. В интонациях соскальзывает то в невообразимый фальцет, то вдруг заговорит басом. Пальчик оттопырит, на нетвердых ножках смешно пройдется по авансцене. Использует весь арсенал своих актерских средств — вот только нужен ли он в таком материале? Обидно и за Островского, и за Гаркалина. Роман Мадянов в роли сначала рассказчика, а потом бывалого унтер–офицера Силы Ерофеевича Грознова тоже не отстает от звездного коллеги: ухает, браво почесывает пузо, опрокидывая рюмочку, лихо, по–спартански, занюхивает выпитое подмышкой. Актриса Ольга Прокофьева, полюбившаяся зрителям после сериала «Моя прекрасная няня», чтобы не выбиваться из этого ансамбля, тоже не боится переборщить.


«Замах — на рубль, удар — на копейку», — так бы назвал происходящее драматург Островский, любивший давать своим пьесам в название пословицы. Главная проблема в том, что прекрасный актер Мадянов — не режиссер, и «Наливным яблокам» не хватает как раз опытного режиссерского ока и жесткой руки, которая бы одернула в нужный момент. Это тот пример, когда актеры, сыграв сотни спектаклей по классическим пьесам, считают, что и сами могут поставить и сыграть классический спектакль. И кажется, получают удовольствие от собственного хулиганства, как школьники, оставшиеся в классе без учителя. И от ревнителей нравственности опять–таки есть защита: играем–то русскую классику, а не какой–нибудь бездуховный Бродвей. Вот только кто защитит саму классику от такого лихого разбойного прочтения. Как будто не спектакль в память о своем учителе играют актеры, а яблоки воруют в чужом саду.


Но зрителю до всех этих духовных терзаний нет никакого дела. Он видит на сцене медийных звезд фильмов «Ширли–мырли», «12», сериала «Моя прекрасная няня». Артисты в прекрасной форме — текст проговаривают громко, играют, как в последний раз, просто из кожи вон лезут, чтобы зрителю понравиться. Разве можно назвать такую работу халтурой? Нельзя. От такого великолепия и такой самоотдачи кружится голова. Первоначальный импульс актеров, пожалуй что, проистекает от любви, а не от желания заработать. А если при этом у кого–то наливаются краской щеки от стыда, так это чья–то частная проблема.


Добрый зритель в 9–м ряду.

 

Советская Белоруссия №233 (24370). Среда, 11 декабря 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter