Я волком бы выгрыз... халтуру

Строители отпраздновали свой заслуженный (!) праздник, отзвучали торжественные речи. Вернемся к будням...
Строители отпраздновали свой заслуженный (!) праздник, отзвучали торжественные речи. Вернемся к будням. Позвонили жители столичного переулка Я.Коласа: «Приходите. Полюбуйтесь нашим капремонтом! Кошмар, что сделали с плиткой!..» Пришел. «Любуюсь».

Все заметили, конечно, что столичные тротуары на всем протяжении проспекта Независимости укладывают плиткой. Сравните. Покрытие проезжей части поменяли за несколько дней. А плитку сотни рабочих кладут уже месяцы. Очень дорогое удовольствие! В силу стоимости самой плитки и, главное, трудоемкости: каждую штуку нужно взять в руки, уложить, простучать молоточком... А сотням рабочих нужно платить! Зачем, спрашивается? Ведь подошвам нет разницы — асфальт или плитка. «Шпилькам» асфальт даже лучше.

Все эти жертвы — исключительно ради красоты нашей столицы!

Так вот, вокруг дома N 21 по улице Я.Коласа плиточники старались зря. Вместо красоты — срам! По всему периметру дома плитка (новехонькая, только–только уложенная) безобразно заляпана краской. Въелась намертво: ни отмыть, ни отчистить! Эстетика симпатичного дома (архитектурного раритета 1938 года постройки) испорчена на многие годы.

При том, что сам старый дом преобразился обликом и комфортом, как и многие другие в последние годы. Их обшивают пенопластом, тот оклеивают сеткой, на нее — штукатурку, по ней — яркую краску. Тепло и красиво. Даже на «хрущевку» с таким «макияжем» любо–дорого смотреть! Впрочем, приглядимся к дому N 21 вблизи. Цоколь кое–где плох: видна старая кладка. В оконных проемах вокруг новых стеклопакетов тут и там торчит та самая сетка...

В соседнем доме N 4 (уже по переулку Я.Коласа) ремонт в самом разгаре. Строительный хаос вокруг трудно описать, но знаком он каждому: кучи хлама и мусора, лом, механизмы и вагончики, ямы и канавы... Мнения жильцов о ходе ремонта чаще просто не для печати. Приглядимся и здесь.

За пультом гидроподъемника сладко и крепко спит некий посторонний гражданин. Сидя. Вот нашел, не просыпаясь, более удобную позу, захрапел (на снимке). Никому дела нет! Хотя рабочих немало: там сидят, тут стоят, передвигаются неспешно.

Вот паспорт объекта. Начало работ — январь, окончание — декабрь. Значит, терпеть людям целый год. Генподрядчик — РСФ (ремонтно–строительный филиал) N 2 ОАО «Минскремстрой». Указано время приема жильцов директором А.Н.Мануликом, который он ведет (судя по паспорту) по улице Андреевской, 4. Но там я искал напрасно: и контора РСФ–2, и приемная директора уже расположены на Гикало, 22б...

Директор визиту не рад: от журналистов, мол, одни неприятности. А у строителей и без того проблем выше крыши. РСФ–2 организация хоть и небольшая (140 работников), одновременно капитально ремонтирует 6 домов. Дело специфическое: жильцы недовольны всегда. Иные не открывают двери квартир (а как иначе переложить трубы?), строители простаивают, дело доходит до суда... Жильцы хотели бы ремонта быстрого и тихого да по «евростандарту», а так не бывает. Материалы, мол, только отечественные.

Да, мусора много, но это вынужденно. Если каждый день вызывать технику, то без зарплаты останемся, разоримся: иные машины обходятся в 200 тысяч за час. Да, рабочие бывают нерадивы, но уволить их трудно. Они и не печалятся: строители в дефиците, работу найдут быстро. Неужели, спрашивает директор, будете критиковать?

Менее всего мне хотелось бы служебных неприятностей лично Александру Манулику, т.к. подобная картина, увы, почти повсеместна. Вот подходит ко мне с комментарием работник фирмы, обитающей в доме N 21: «Из газеты? Правильно: пишите! Безобразие! Новые подоконники тоже заляпаны — и никому нет дела. Я и сам хотел в газету про капремонт написать! В моем доме, где живу, еще хуже».

Почти каждый, переживший хоть текущий, хоть капитальный ремонт в своей квартире, подтвердит: где только можно напортачить, мастера из частной фирмы напортачат точно так же, как ремонтники государственной. Это одни и те же люди! Вернее, с тем же отношением к работе.

И вот что особенно умиляет. Ведь нормальные с виду, деловитые мужики. Приходят, оценивают объем работы. Показываешь им, как схалтурили их коллеги, скажем, на укладке плитки или оклейке обоев. Возмущаются, негодуют. Дескать, руки бы оторвать за такое! Заканчивают работу. И ты, если только не стоял ежечасно у них за спиной, горишь тем же: что–нибудь «мастерам» оторвать. И... берешься сам устранять халтуру: не в суд же идти!

Уж не знаю, что этим «мастерам» более безразлично: репутация своей фирмы, интересы заказчика, свое рабочее достоинство? На все, похоже, им наплевать! Можно подумать, что строительством и ремонтом занимаются люди разных профессий. Строят суперпрофессионалы, а ремонтируют неумехи. Или отношение разное: строительство — «дело государственное», ремонт — дело плевое. Или еще хуже. Ремонтируют на наших глазах, поэтому халтуру мы видим воочию. Строят так же, только мы не видим.

Убежден: если в разгар рабочего дня на объекте дрыхнет, простите, посторонний, а всем ген– и субподрядным лицам на это наплевать, то им точно так же безразлично качество работы. Если строительная администрация отсылает людей не туда, где она на самом деле сидит, то ей мало дела до этих людей. При таком порядке вещей (беспорядке!) брак в доме N 4 можно гарантировать. В разговоре с директором РСФ–2 А.Мануликом мы пришли к выводу, что для пользы дела неплохо бы иметь не дефицит рабочих рук в строительстве, а некоторый процент безработицы. В приказном порядке, что ли, ее вводить?

Что касается дома N 21, то здесь работала, как мне сообщили, другая организация: ООО «Рекомбис». Она даже тендер в ЖРЭО выиграла! Вот бы заставить ее очистить или переложить плитку! Да не за бюджетные средства (на которые делают капремонт), а за свои. Да не силами тех маляров, которые сидели в люльках с краскопультами (их вины нет), а руками «инженеров», планировавших очередность: сначала плитка, потом краска... А может, силами «технадзора», контролировавшего работы со стороны заказчика — ЖРЭО?

Все, увы, по–старому, по Райкину, в худшем смысле, по–советски. Если положили свежий асфальт, так и знай: будут рыть канаву. Строительные технологии меняются быстрее, чем менталитет строителей. Боюсь, что эти заметки подтверждают выводы недавней статьи «Инцидент. Уроки капитализма в Осиповичах» («СБ», 8 августа). Если мы привыкли работать с прохладцей, а то и халтурно, то не нужно обижаться, когда нас без церемоний увольняют.

Я не устаю повторять, в статьях и обычных разговорах, что организация и качество жизни в Беларуси отличает нашу страну (во многом и решительно в лучшую сторону!) от иных, родственных по бывшему СССР. Вот недавний сюжет телепрограммы НТВ «Главная дорога». Белорусские дороги эксперты программы, представьте, назвали «автобанами»! Дескать, болиды «Формулы–1» можно тестировать! Но также настаиваю, что поменьше бы нам упиваться самолюбованием. Побеждает лишь тот спортсмен, который стремится обойти лучших, а не утешается: есть и послабее. В заключение еще один достоверный урок.

Мой недавний собеседник и бывший соотечественник — уже гражданин Германии, там и работает. Перед Рождеством директор поручил троим рабочим, тоже нашим «землякам», украсить иллюминацией деревья возле офиса. Мой знакомый сидел вверху на стремянке, двое других подавали гирлянды. День заканчивался. Те двое отлучились на несколько минут — сбегать, как у нас водится, «за бутылкой». Вышел хозяин: почему дело стоит? Дождался работников с покупкой и... рассчитал немедленно, тотчас!

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter