Ректор РИПО: "Профобразованию нужна модернизация"

Я в рабочие хочу. Пусть меня научат

За последние 20 лет в нашей стране создана стройная система профессионального образования с сетью разнопрофильных и разноуровневых учреждений. Она не только стала основным поставщиком квалифицированных рабочих и специалистов для нашей экономики, но и позволила всем желающим реализовать свои профессиональные стремления. 


Бесспорно: у национальной системы профессиональной школы по–прежнему ключевая роль в повышении уровня экономического благосостояния и социального единения. Для Беларуси, страны с экспортно ориентированной экономикой, очень важно, чтобы система профобразования выступала гарантом высокого профессионального уровня. И, по сути, свою миссию она выполняет. Сегодня у рабочих в нашей стране достаточно высокий образовательный и профессиональный потенциал. Об этом свидетельствуют и оценки экспертов, и мнение общественности, и мировой рейтинг. Так, доля человеческого потенциала в национальном богатстве нашего государства составляет более 55%, что значительно выше, чем в других странах СНГ. Белорусская научная школа профессионального образования также высоко ценится в Содружестве и мировым сообществом. А важнейший показатель кадрового потенциала — удельный вес работников с профессиональным образованием к общей численности занятых в экономике, который превышает 70%. Эти высокие результаты — следствие той политики, которую проводят Президент, Правительство, руководители органов исполнительной власти.

Аркадий ШКЛЯР

Как и другие страны, Беларусь сталкивается сегодня с некоторыми экономическими и социальными трудностями, в том числе старением населения, дефицитом профессионалов на рынке труда, а также глобальной конкуренцией. Поэтому все чаще появляются суждения о серьезном реформировании профессионального образования, но авторы таких идей принимают во внимание лишь экономическую целесообразность реформы и абсолютно не анализируют нынешнее состояние дел, а также не учитывают мнение ведущих экспертов страны. Конечно, преобразования необходимы, но они не должны быть кардинальными. Нужна модернизация профобразования с учетом потребностей экономики, и базироваться она должна на фундаменте сегодняшней профессиональной школы, на ее традициях и достижениях. 

Да, вопросов к системе профессионального образования из года в год меньше не становится. С одной стороны, перед ней стоят внутренние задачи развития, с другой — обеспечение высокого уровня профподготовки выпускников, который бы соответствовал запросам рынка труда. Накопились претензии у населения и к качеству процесса обучения, непрестижности рабочих профессий и низкой конкурентоспособности рабочих и специалистов. В свою очередь, работодатели предъявляют претензии к структуре квалификационных требований и профессиональным компетенциям. Знакомая ситуация, когда сложно не только распределить выпускников учреждений профобразования, но и обеспечить учащимся места для производственной практики. Но это не повод сокращать план набора в профессиональную школу! Во всем мире считается нормальным явлением, когда примерно 42% учащихся меняют профессию в течение первых двух лет после завершения учебы. Важно понимать: профессиональное образование окунает нашу молодежь в сферу занятости, открывает возможности для профессионального самоопределения, содействует ее духовному становлению, воспитанию гражданственности и сопричастности к судьбе страны. И от того, какими ценностями молодые люди руководствуются и какие идеалы несут в себе, во многом зависит социально–экономическое развитие Беларуси в будущем.

Серьезный вопрос сегодня — претензии государства к большим расходам госбюджета и снижающейся конкуренции кадров. Поддерживая оптимизацию структуры учреждения образования и понимая необходимость рационального использования бюджета, важно учесть возможности современной системы профобразования и уровень ее материально–технической базы. В каждом регионе работают учреждения образования соответствующего профиля, по поручению Президента развиваются ресурсные центры, которые оснащены современным оборудованием и имеют методическое сопровождение. Возможности самих учебных заведений и непосредственно ресурсных центров необходимо использовать не только для обучения учащейся молодежи, но и для переподготовки кадров, которые высвобождаются в связи с реорганизацией производств. Кроме того, важный шаг — дифференцирование источников финансирования с привлечением бизнеса, работодателей, областного и республиканского бюджетов. Нам нужно развивать партнерство среди предприятий частной и государственной форм собственности, создавать соответствующие механизмы стимулирования и льгот, продвигать целевые схемы финансирования, чтобы обеспечить доступ к профессиональному образованию всех слоев населения. Затраты бюджета уменьшатся, если признать профобразование выгодной инвестицией в человеческий капитал, действующей с высокой отдачей на благо широкого круга населения, в том числе частных лиц, предприятий и государства, и уделять ей приоритетное внимание. 


Сегодня очевидно, что профессиональное образование должно быть более привлекательным, актуальным, профессионально ориентированным, инновационным, доступным, гибким и обеспечивать высокоэффективное развитие и равноправие в области обучения в течение всей жизни. Важно также понимать, что технический прогресс повысит спрос на специалистов с высоким и средним уровнем квалификации, за счет людей с низкой квалификацией. И, учитывая новые требования, Министерство образования уже приступило к модернизации системы. Задача — вывести профессиональное образование на новый качественный уровень, который бы в полной мере отвечал потребностям постиндустриальной экономики и устойчивому развитию страны. В скором времени планируется создать и модернизировать 400 тысяч высокопроизводительных рабочих мест, что требует подготовки, переподготовки, а также повышения квалификации более 620 тысяч человек, в том числе 258 тысяч специалистов для высокотехнологичных и наукоемких производств. К слову, исследования показывают, что повышение среднего уровня образования населения на 50% в год означает рост ВВП на 5% в краткосрочной перспективе и 2 — 3–процентный прирост к этому в дальнейшем.

Сложившаяся ситуация требует комплексных и долгосрочных мер, направленных на совершенствование сферы профобразования. Нужно разработать национальную систему квалификаций и профессиональных стандартов, обеспечивающих прозрачность и достоверность, развивать социальное партнерство для взаимосвязи между рынками труда и образовательных услуг, а также повысить привлекательность профессионального образования и подготовки с точки зрения концепции обучения в течение всей жизни. Среди прочих механизмов можно выделить мониторинг и прогнозирование потребности организаций в кадрах с учетом перспектив модернизации, технического переоснащения и создания высокопроизводительных рабочих мест.

К примеру, Республиканский институт профессионального образования разработал приоритетные направления научно–методического обеспечения образовательных программ. Среди целей — совершенствование учебных стандартов на основе профессиональных, изменение учебно–программной документации, форм, технологий и средств обучения, повышение уровня квалификации руководителей и преподавателей, непрерывное образование в течение всей жизни, а также преемственность образовательных программ «ПТО — ссуз», «ссуз — вуз», «ПТО — ссуз — вуз». По сути, институт стал инициатором и координатором развития таких движений в нашей стране, как WorldSkills и JuniorSkills, которые существенно посодействовали популяризации рабочих профессий и успешной профориентационной работе среди школьников. И нет сомнений, что система профессионального образования способна обеспечить высококвалифицированными кадрами социально–экономический комплекс страны, но для этого нужна координация со стороны государства, нанимателей и системы образования, укрепление интеграции между наукой, производством и учебными заведениями, а также модернизация материально–технической базы и формирование облачной информационной образовательной среды.

Аркадий ШКЛЯР,
ректор Республиканского института профессионального образования, 
доктор педагогических наук, профессор. 

Фото БЕЛТА и Александра Стадуба

Советская Белоруссия № 52 (24934). Вторник, 22 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter