Евгений Стеблов: Михалков хотел мне врезать, а потом предложил дружить

«Я уже давно не пай–мальчик»

Народному артисту России Евгению Стеблову исполняется 70 лет

Народному артисту России Евгению Стеблову исполняется 70 лет


В кино Евгений Стеблов начинал с пай–мальчиков: «Я шагаю по Москве», «Когда играет клавесин». А вот в жизни он — отнюдь не недотепа, не вечный юноша с сединой, а человек... образованный, тонкий, глубокий и честный.


Евгений Стеблов: Мой прадед по паиной линии, Павел Павлович Стеблов, был действительный статсткий советник. Фото: Зураб Джавахадзе / ТАСС

— Знаменитая лента Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» стала культовой, а ее герои — звездами.


— Честно говоря, я не понимал, в чем мой успех. Я увидел на экране сумасшедшего человека и был травмирован этим.

— На съемочной площадке у Данелии вы и познакомились с Никитой Михалковым?

— Нет, познакомились мы в молодежной студии при Театре Станиславского, которую посещали старшеклассниками. И дружим до сих пор. После «Я шагаю по Москве» у нас была совместная картина «Перекличка». Во время съемок зашел спор о том, что такое подвиг. Я утверждал, что подвиг — это бессознательное движение души, а Никита утверждал, что сознательное. Я ему говорил: «Что ты Россию взвалил на себя — не надорвешься?» Никита даже врезать мне хотел... А на следующий день подошел и сказал: «Давай дружить».

— Ваши предки тоже были знакомы?


— Это выяснилось случайно. Как–то меня пригласили выступить в Рыбинске. Мой прадед по папиной линии, Павел Павлович Стеблов, был действительным статским советником, директором рыбинских гимназий, возглавлял городскую думу. В Рыбинске меня повели в музей, там я увидел фотографию: приезд в Ярославскую губернию великого князя Владимира Александровича. На этой фотографии — глава городской думы Павел Павлович Стеблов и предводитель рыбинского дворянства Сергей Владимирович Михалков — двоюродный дед Никиты.

— А какой у вас фильм любимый из тех 50, в которых вы снялись ?

— Люблю «Урок литературы», люблю «Спальный вагон» Володи Хотиненко, «Культпоход в театр» Валерия Рубинчика, выходца из Беларуси.

— На кинофестивале «В кругу семьи» вы рассказывали,что очень переживали о поступке вашего сына Сергея, ушедшего в монастырь...

— Сергей окончил актерский факультет Щукинского училища, начал сниматься в кино. Сам снял несколько короткометражных телевизионных фильмов и один полнометражный, женился, развелся, а через некоторое время после смерти матери Татьяны Ивановны ушел в монастырь. У монахов существует поговорка: не ты выбираешь монастырь, а он выбирает тебя. Это все предначертано свыше. Я очень переживал, что на сыне закончился наш род. Я ему говорил: если ты собрался в монастырь, я тебе благословение не дам. Роди ребенка. Но он развелся... Я с ним созваниваюсь. Мне сказали, что это переход нашего рода в новое — духовное — состояние.

— Вот уже несколько лет вы являетесь членом Экспертного совета премии Союзного государства в области литературы и искусства, вы бились за павловопосадские платки, которым так и не удалось получить премию...

— Я сожалею, что «вылетели» павловопосадские платки. Тогда мы не смогли выбрать между платками и белорусским спектаклем «Свадьба» по Чехову. Третью премию решено было не присуждать. Но скажите мне, как можно сравнивать театр с платками? Надо одну премию давать изобразительному искусству, другую — игровому, третью — литературе.

— В чем важность премии?

— Материальная составляющая премии очень солидная — 5 миллионов российских рублей. Место вручения премии — «Славянский базар в Витебске» — не случайно: именно этот музыкальный форум смог объединить наши народы на одной сцене.

Лауреатами премии в разные годы становились Алексей Петренко и Александр Калягин, Александра Пахмутова и Ростислав Янковский, Владимир Гостюхин... Эта премия имеет огромное значение, это своеобразный указующий перст — смотрите, вот кого мы поддерживаем, кого поощряем. Это государственная премия, она дается от лица государств, и этим мы руководствуемся.

— Как прошло заседание Экспертного совета в этом году?


— Скажу одно: всегда трудно выбирать между талантливыми номинантами. В этом году они особенно достойные. Но еще труднее делать выбор между представителями разных жанров: мы вынуждены сравнивать скульптора с музыкантом и литератором.

— Периодически возникают предложения выдвигать на премию молодых.


— Так можно и до детей докатиться. Надо награждать достойных и исходить прежде всего из того, насколько творчество этого человека способствует единению наших народов.

Автор публикации: Татьяна ХОРОШИЛОВА, sh@rg.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter