“Я сменил гражданство, а не Родину”

С одним из лучших бомбардиров мирового гандбола мы встретились в небольшом ресторанчике рядом со столичным кинотеатром “Октябрь”. Посетителей почти не было, и официанты, собравшись у барной стойки, поначалу с любопытством поглядывали на диктофон, а затем принялись активно гадать, что за персона мой собеседник.

Вряд ли кому-то из них его лицо показалось знакомым. Да и  имя наверняка ничего бы не сказало. На своей исторической родине Сергей Рутенко не так известен, как, скажем, в Словении или Испании. По-другому и быть не может. В 18 лет талантливый гандболист, только завоевавший серебряные медали юниорского чемпионата Европы, отправился на заграничные хлеба, а вскоре после этого сменил белорусское гражданство на словенское. Гражданином Словении он, собственно, и добился своих главных пока успехов. С клубом “Целе” выиграл гандбольную Лигу чемпионов, став ее лучшим снайпером. В составе словенской сборной он добыл звание лучшего бомбардира чемпионата Европы. Сегодня Сергею 24 года, и он верит, что главные успехи впереди. Несмотря на новый паспорт, Рутенко считает своей родиной Беларусь. И, по его же признанию, тех полутора месяцев в году, что он проводит в Синеокой, ему очень не хватает. Парень с удовольствием играл бы в нашем чемпионате. Но по сравнению с испанским первенством, где он сейчас выступает за “Сьюдад-Реаль”, это сто шагов назад. Собственно, именно поэтому он когда-то и отправился за рубеж. И глядя на его успехи, вряд ли Сергея можно в чем-то упрекнуть.
Безумно тоскую по дому
— Конечно, в Беларусь тянет. У меня здесь мама, много друзей, с которыми вместе учился, играл. В том числе ребята из юниорской сборной, с которыми мы завоевали “серебро” чемпионата Европы в 2000 году. По Минску безумно скучаю. Это, наверное, мой любимый город.
— В твоем испанском доме есть предметы, которые напоминали бы о родине?
— К сожалению, таких предметов нет. Хотя если бы они были, то, возможно, так сильно не тосковал бы. Дело в том, что я не сторонник больших переездов. И возить за собой огромные баулы не люблю.
— Родные часто приезжают к тебе в гости?
— Нет, большие проблемы возникают с получением виз. К примеру, недавно ждали в гости родственников жены, но ничего не вышло. Одному в визе отказали, у другого возникли какие-то трудности. Нам тоже довольно трудно подобрать свободное время, чтобы принять гостей.
— А что со временем?
— Сами должны понимать, какие у меня разъезды. Бывает, что выездные матчи внутреннего чемпионата и Лиги чемпионов совпадают. Тогда я провожу дома лишь два дня в неделю.
— Как жена терпит такой график?
— Естественно, она не в восторге. Но что сделаешь — работа у меня такая. Впрочем, гандбол для меня не только источник финансового благополучия, но и любимое дело. В этом плане мне очень повезло. Хотел бы играть до конца жизни, но это, увы, невозможно.
Гандбол — это как?
— Да я толком и не знал, что это за вид спорта такой, пока не стал им заниматься. Сначала ходил на борьбу. Получалось вроде бы неплохо, но вот беда — в школе у меня были плохие оценки, и мама перестала отпускать на соревнования. Так у нас с борьбой дорожки и разошлись. Потом начал заниматься баскетболом, но мне не хватало в этой игре контакта. Однажды позвонил в школу олимпийского резерва, думал, там есть баскетбольная секция. Мне говорят, баскетбола нет, зато есть гандбол. Ты парень, наверное, высокий, приходи, попробуешь. Для меня гандбол — идеальный вид спорта, подвижный, с обилием единоборств. Гибрид баскетбола и борьбы.
— Ты ценишь в гандболе жесткую борьбу, а с грубостью на площадке часто встречаешься?
— Этого добра хватает. Судьям приходится непросто: им трудно определить, хамил игрок умышленно или действовал случайно. Вот, скажем, играли в Кубке Испании. За минуту до конца матча меня нарочно ударили кулаком в лицо. Падая, я отбросил мяч в сторону и угодил в обидчика. Арбитр показал мне красную карточку, а соперник получил всего две минуты штрафа. Раньше у меня был один способ борьбы с грубиянами, но судьи его заприметили и уже пару раз удаляли с площадки. Надо искать что-то другое — негоже подводить команду.
— Ты уехал за границу в 18 лет. От того, что не зависишь от родных, башню не срывало?
— И такое было. Но желание доказать, что я чего-то стою, желание добиться успеха заставляло держать себя в руках и, в конечном счете, пересилило. Запретный плод всегда хочется попробовать, а вот когда говорят: на, бери, пожалуйста, — это неинтересно.
— Ты поиграл в чемпионатах трех стран. Можешь их сравнить?
— Об уровне белорусского первенства у меня сейчас весьма смутное представление. Чемпионат в Словении неплохой, однако его главный минус в том, что есть два клуба, которые на голову сильнее остальных. По сути дела, золотые медали разыгрываются в их очном противостоянии. Уровень испанского гандбола ненамного выше, однако команды в чемпионате поровнее, от каждой можно ждать сюрприза. В минувшем сезоне “Сьюдад-Реаль” неожиданно проиграл новичку высшей лиги, что стоило нам чемпионства. Расслабляться не приходится. Тем более что в Испании играет много хороших легионеров, а это делает чемпионат более острым и жестким. Все гандболисты прекрасно подготовлены физически и технически.
Испанцев не переделаешь
— Везде есть свои нюансы. В Словении было хорошо — маленькая, аккуратненькая, красивая страна, очень ухоженная. В Испании чуть другой менталитет. Жители поздно ложатся, поздно встают. Мне такой график нравится. Однако на испанских улицах много пыли. В барах и кафе на полу валяются салфетки, крошки — так у них измеряется популярность заведения. Меня это немного коробит. Ну да ладно. Испанцев не поменяешь, надо самому приноравливаться.
— Может, и сиесту уже ввел в свое расписание?
— А в Испании без послеобеденного сна невозможно. На улице — жара, везде все закрыто. Сидишь дома, смотришь телевизор и даже не заметишь, как сон подрубит.
— С тобой все понятно — ты тренируешься, играешь. А чем занимает свободное время супруга?
— 18 июля будет уже три года, как мы расписались. Алене, наверное, приходится даже тяжелей, чем мне. От безделья очень сильно устаешь. Впрочем, дел у жены хватает. Заочно она учится в БНТУ на архитектора. Тем более я не единственный легионер в команде, и наши жены много времени проводят вместе. Алена занимается фитнесом, а недавно увлеклась “падалью” — так называется новая игра, смесь тенниса и сквоша.
— Как у вас в семье обстоят дела с языками?
— Тяжело. За день приходится говорить на русском, испанском, словенском, сербском, английском. Дома мы иногда разговариваем на языковом гибриде. Получается довольно смешно.
— Где живешь в Испании?
— Сьюдад-Реаль — небольшой город, расположен в 200 километрах от Мадрида. Скоростной поезд домчит до центра испанской столицы за 50 минут. В свободное время мы часто с женой туда ездим — гуляем по улицам, заходим в музеи. Я, конечно, не большой искусствовед, но выставки в Прадо поразят кого угодно. Нравится бродить по мадридскому зоопарку. Его размеры настолько велики, что там даже машину дают на прокат.
Всем мил не будешь
— По сей день звучат такие высказывания, будто я Родину предал. Отношусь к ним по принципу “всем мил не будешь”. Если кому не нравлюсь, это его проблемы. Переубеждать никого не собираюсь. Я знаю, где моя Родина, и всегда приезжаю в Беларусь с огромным удовольствием. И когда меня спрашивают, где собираюсь в будущем жить, то больше склоняюсь к Минску.
— Говорили, ты уехал в Словению, чтобы в армии не служить. А если заберут в словенскую?
— Как раз в тот год, когда я переехал, там поставили армию на профессиональную основу. Поэтому вопрос снялся сам собой. Ну а здесь пугали армией, думали, что смогут меня удержать таким образом. Если бы уровень белорусского гандбола был бы такой, как в Советском Союзе, я бы и не подумал куда-то уезжать. А так... Я рад, что здесь вырос, что с юниорской сборной стал серебряным призером чемпионата Европы, но расти в белорусском чемпионате у меня не было возможности. Я это отчетливо понимал.
— Недавно по твоим стопам пошел Сергей Горбок, поменявший белорусское гражданство на российское...
— Он уже официально это объявил?
— Ну да.
— Полностью ситуации не знаю, но Сергей — мой хороший друг, мы разговаривали с ним на этот счет. Решение он принимал самостоятельно. Видимо, тоже руководствовался перспективами дальнейшего роста, желанием выступать на более высоком уровне. Если он считает, что так нужно, не стану его укорять. Тем более в моем положении... Желаю ему удачи.
— О своем решении никогда не жалел?
— Если что-то делаю, смотреть назад не люблю. То решение я вынашивал больше года, со многими советовался, поэтому оно получилось весьма взвешенным. Главное, что меня не считают изменником друзья.


Свою страну нужно любить...
Смена лучшими белорусскими гандболистами гражданства, к сожалению, случай не единичный. По такому пути пошли Александр Тучкин, Геннадий Халепо, Андрей Климовец, Иван Телепнев. Последним в этом списке стоит Сергей Горбок. Пока? Мы предлагаем вам несколько любопытных, на наш взгляд, высказываний по этому вопросу.
Игорь ЮДЧИЦ, государственный тренер:
— Противиться отъезду талантливых гандболистов в зарубежные клубы не стоит. Там они могут совершенствовать свое мастерство. Главное — чтобы ребята приезжали в национальную сборную. Запретить им менять гражданство никто не может. Со свободой выбора ничего не поделаешь. Отбываешь трехлетний карантин — и выступай за кого хочешь. Конечно, мы должны противостоять этому. Для начала необходимо усилить национальный чемпионат. К этому, собственно, все и идет. Президентский указ о поддержке различных видов спорта, в том числе и гандбола, уже подписан.
Олимпийский чемпион Андрей БАРБАШИНСКИЙ прокомментировал ситуацию следующим образом:
— В 1992 году мне тоже предлагали сменить гражданство. После Олимпиады так и сказали: ребята, выбирайте, за какую страну — Россию или Беларусь — вы хотите играть. Я выбрал Беларусь. Почему? Я люблю свою страну, мне хорошо здесь. А материальные выгоды... Хорошо там, где нас нет. Вы представляете, что будет, если все решат искать счастье за границей? Кто будет работать здесь? Быть может, во мне еще говорит та пресловутая “советская закалка”, но, не осуждая Горбока или Рутенко, я считаю, что свою страну нужно любить.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter