«Я слышал благовест... Косово и Метохия»

Фотовернисаж в ЦДХПравославные монахи за колючей проволокой. Поселки сербов, жмущихся в долинах гор к обителям. Бронетранспортеры, как бы охраняющие эти селения и монастыри… И полный укоризны взгляд сербской девочки лет пяти, живущей во враждебном окружении. Таковы реалии сегодняшнего Косова и Метохии, отраженные в фотографиях Валерия Близнюка.

Но главное в этих 70 работах – их надмирная, вневременная составляющая. На старинной фреске Христос Ветхий Деньми уже семь веков благословляет всякого, кто перешагнул порог церкви Печи Патриаршей. А у границы самопровозглашенного 17 февраля «государства Косово» сейчас стоят гуманитарные грузы с продуктами и лекарствами, которые  не могут попасть в сербские анклавы на территории края.
Фотокамерой  художника  запечатлены уникальные византийские памятники: Печская патриархия (1233 г.), Баньска (1316 г.), Грачаница (1320 г.), Высокие Дечаны (1335 г.). Три из них включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Искусствоведу Нине Квливидзе довелось видеть эти памятники: «Эти фотографии – не только великолепные произведения фотоискусства. Они доносят до зрителя удивительную по силе культуру, воплощенную в сербских росписях. Сербская земля воспринимается сербами как святая земля. И на этой земле Косово и Метохия – святая святых. Косово поле – это настоящая Сербия для каждого христианина». В переводе с греческого Метохия означает «церковная земля».
Эти фото вызывают сердечное чувство, которое очень близко чувству стыда и вины, продолжила Н. Квливидзе. «То самое чувство, которое преследует, когда проезжаешь по этим местам в Сербии. Призыв, высказанный или невысказанный, к русским не оставляет совесть спокойной. Что можно сделать, как помочь?» Как минимум необходимо осознавать, что сохранившиеся церкви с их росписями – это величайшие памятники высоты духа и творческого подъема, убеждена искусствовед. Косово можно рассматривать как энциклопедию византийского искусства.
Благодаря чудному климату этой страны фрески производят впечатление  свеженаписанных,  вспоминает Н. Квливидзе. «На фотографиях нет фиксации страшных разрушений, но то, что происходит в наши дни с памятниками XIII–XV веков, похоже на бросание фолиантов с древними миниатюрами в огонь. Это крупицы великой византийской культуры, которая почти полностью уничтожена в Константинополе, в значительной мере утрачена в Греции и на Руси и чудом сохранилась в Сербии, в Косове. Весь культурный мир должен встать на защиту драгоценных произведений. Необходимо вслух сказать, что сжигание библиотек и уничтожение храмов – это вандализм, который не может быть оправдан никакими политическими выгодами. Художественное достоинство этой культуры исключительно».
Для сербского священника о. Феофана происходящее в Метохии – напоминание, что не в первый раз повторяется Косовская битва: «Снова страдание, но сейчас наши враги сильнее. Косово говорит этому миру, что в сербском народе еще жив дух святого князя Лазаря, призвавшего к покаянию. Разрушение церквей и фресок Косова – это поражение не только сербского народа, это поражение всего мира. Мы благодарим Бога за это страдание и возвращение к лазаревскому духу. Страдание принесло нам умножение веры, умножение монашества на Балканах».
Валерий Близнюк сплавил в своих работах фактуру весенней травы, балканской земли и гор с цветом антикварной бронзы и старинной фотографии. Это и создало палитру его монохромной фотографии. Изображенным памятникам по 700 лет. «Большинство государств не имеет таких памятников, я приехал из Метохии с ощущением, что прикоснулся к несметному богатству. И почувствовал себя  наследником  этого  богатства.  Я по-другому стал ощущать себя как художник», – поделился В. Близнюк.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter