Главная частушечница Ельского района Галина Раковецкая — о магии четырех строк и секретах местных «мянушак»

«Я схожа на гарбуз, а ён на кукурузку!»

«У нас с твоим папой не жизнь была, а песня», — так говорила младшей дочке мама. Галина РАКОВЕЦКАЯ была 12‑м ребенком. Когда родилась, ее отцу, фронтовику и весельчаку-гармонисту Андрею, было уже 63 года, маме на 16 меньше. От всех бед семья спасалась песнями, а уж радостные события тем более заставляли рвать меха гармошки. С ней глава семьи не расставался. Младшая Галя была самой музыкальной, лет с четырех уже брала переборы и сочиняла частушки. Сейчас она не только главная частушечница Ельского района, но и собиратель историй местных прозвищ, библиотекарь и старейшина агрогородка Добрыня.


Сюда семь лет назад приезжал Глава государства — это событие деревенские жители считают одним из самых главных для агрогородка.

— От имени жителей должна была сказать речь, да перенервничала, забыла ее — пришлось импровизировать, а Президент мне так по-доброму улыбался! — вспоминает Галина Андреевна, демонстрируя нам фото с той встречи, и дальше листает страницы альбома Добрынской летописи. — А вот еще смотрите: в тот же день Александру Григорьевичу малыши вручают подарки в детском саду.

В альбоме и обычные деревенские будни. Вот люди выгружают из вагонов мешки с зерном для местного спиртзавода, здесь по улице едет гусеничный трактор. Сейчас на этой дороге асфальт, а раньше она была вымощена. Эти снимки местные жители нашли в своих семейных архивах и принесли в библиотеку для создания памятного альбома.

Есть на фотографиях и сама Галина Андреевна — вот она: артистка на сцене в народном костюме. Уже много лет подряд звонкие четверостишия, которые она заливисто поет, удерживают за ней негласный титул главной частушечницы Ельского района. В очередной раз она выступала перед зрителями летом этого года на XII Региональном фестивале «Грай, гармонік!» в райцентре.


Проблемы со здоровьем немного выбили артистку из колеи, поэтому в день нашей встречи верная, но тяжелая гармонь лежит рядом — частушки звучат акапельно. Их тексты всегда с острой перчинкой, но из песни слова не выкинешь.

Як па міламу скучаю,
Выпіваю стакан чаю,
А калі скучае ён —
П'е, зараза, самагон.

* * *

А наш Коля кінуў піць,
Пачаў грошы ён капіць.
Як пяць тысяч накапіў,
У бар пайшоў і ўсё прапіў.

* * *

А мой мілы беларус,
А я беларуска.
Як я схожа на гарбуз,
А ён — на кукурузку!

— Музыку полюбила благодаря моему папе, он был повозочным, воевал на Втором Белорусском фронте. Всегда с собой баян, — улыбается собеседница. — Инструмент этот и до сих пор у меня есть. Когда отец играл, то плакал. Самой любимой у него была песня «Амурские волны». Частушкам он тоже меня научил.


Встреча ее родителей, говорит Галина Андреевна, была удивительной: в 1944 году через Добрынь проходил фронт, в деревне разместили военных — так они и познакомились.

— К тому времени оба пережили гибель своих супругов. У мамы уже было двое детей, у папы — трое. И мой отец сказал, что после победы вернется. «Будешь, говорит, Ольга, маёй жонкай, дачакаешся мяне з фронту». Так и случилось: он дошел до Берлина, получил много наград, а потом приехал в Добрынь и женился. В семье родилось еще семеро детей, я самая младшая.

Заглянувший к старейшине председатель Добрынского сельсовета Василий Сакула подчеркивает:

— Она у меня в деревне правая рука, ведь люди не всегда пойдут в сельсовет со своими проблемами, скромничают.
А со старейшиной любой бедой поделятся: и на улице остановятся обсудить, и в библиотеку зайдут. А потом она мне звонит: «Александрович, нужно дров нарубить, свет на улице сделать, дорожку подсыпать!» Мы стараемся все выполнить как можно быстрее.
Галина Андреевна не только в курсе всех насущных дел деревни, но и собиратель ее истории. Недавно решила изучить, откуда у местных жителей взялись прозвища. Почему, например, тот Молоток, а этот Зайчик или Певень?

— В деревне много однофамильцев: Коноводы, Анищенки, Дрозды. Порой люди приезжают к нам и спрашивают, где найти Любовь Коновод? Никто не знает. А спросят, где Люба Молоточкова живет, и им сразу покажут. Я же решила наши «мянушкі» объединить в, скажем так, сборник и написать происхождение каждой.

Галина Андреевна своими исследованиями вносит в этот вопрос ясность:

— В деревне живет Лида Антоненко, но по такой фамилии ее мало кто знает. Надо спросить, где Лида Вареникова! Оказывается, было когда-то в деревне собрание, где ее дедушка присутствовал. Тогда он молодой был. И жена, чтобы мужу угодить, дала сыну миску с варениками и отправила к отцу. Ребенок пришел и растерялся, начал кричать: «Вареники, вареники!» Так и стал его батька Колькой Вареником. И у меня была с детства «мянушка» Сорока, потому что фамилия бабушки — Сороченко.

Общаемся, а Галина Раковецкая просит не забыть рассказать в статье о библиотеке:

— Так и напишите: библиотека на селе очень нужна! В фонде нашей — 8500 книг, много произведений белорусских писателей. Но к нам не только за книгами ходят, а и время с пользой провести — организуем посиделки: чай пьем, поем, обсуждаем жизнь деревни. А летом у нас столько детворы! Приезжают на каникулы в деревню и бегут ко мне, а иногда я сама в окно библиотеки выгляну и зову их зайти водички попить, в прохладе посидеть, а между делом и книгу интересную подберу.

severyanova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter